Система менеджмента и качества

Система менеджмента качества Жетысуского университета имени Ильяса Жансугурова разработана, внедрена и поддерживается в рабочем состоянии с 2006 года.

Система менеджмента качества (СМК) университета соответствует требованиям национального стандарта СТ РК ISO 9001-2016 «Системы менеджмента качества. Требования», что подтверждается сертификатом соответствия СМК, выданным в 2020 году ТОО «Казахстанский центр качества».

Область применения СМК университета – разработка и предоставление образовательных услуг по подготовке кадров с высшим профессиональным образованием (бакалавр) и послевузовским образованием (магистр, доктор PhD) в соответствии с государственными общеобязательными стандартами высшего профессионального и послевузовского образования по специальностям и направлениям на основании государственной лицензии.

СМК представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (процессов), позволяющих осуществление разработки политики и целей для руководства и управления университетом применительно к качеству образовательных услуг, процессов и самой системы.

Система внутреннего обеспечения качества университета основана на международных стандартах и руководствах для обеспечения качества высшего и послевузовского образования в европейском пространстве высшего образования (ESG), которая включает:

  • политику в области обеспечения качества;
  • разработку и утверждение программ;
  • студентоориентированное обучение, преподавание и оценку;
  • прием обучающихся, успеваемость, признание и сертификацию;
  • преподавательский состав;
  • учебные ресурсы и систему поддержки обучающихся;
  • управление информацией;
  • информирование общественности;
  • постоянный мониторинг и периодическую оценку программ;
  • периодическое внешнее обеспечение качества.

Общую координацию деятельности по функционированию и поддержанию СМК в университете осуществляет Центр стратегического развития и менеджмента качества.

Система менеджмента качества университета основана на процессном подходе. Для каждого процесса системы менеджмента качества установлен руководитель процесса и его владелец. Руководитель процесса обеспечивает его осуществление, следит за его результативностью и эффективностью. Владелец процесса оформляет процесс в виде документа, устанавливает контрольные оценки, управляет процессом, отвечает за его состояние, проводит проверки.

Система менеджмента качества университета оформляется в виде комплекта документов, которые разрабатываются, согласовываются и утверждаются в соответствии с документированной процедурой СМК  ЖУ ДП 01/УДИ.08-2020 «Управление документированной информацией».

Документация СМК университета включает:

  • Программу развития университета;
  • Политику в области качества;
  • Цели в области качества;
  • Руководство по качеству, документированные процедуры, положения, инструкции, правила, политики по направлениям деятельности.

Функционирование системы менеджмента качества осуществляется за счет вовлеченности всего персонала, при этом высшее руководство университета берет на себя полную ответственность за достижение целей в области качества.

В Жетысуском университете имени Ильяса Жансугурова системно осуществляется разработка и  активное внедрение новых  механизмов обеспечения качества образовательного процесса.

На каждом факультете университета функционирует Комиссия по обеспечению качества, основной целью работы которой является содействие в осуществлении эффективной подготовки специалистов в соответствии с установленными требованиями, путем постоянного повышения качества образовательного процесса в университете.

Эффективно функционирующая система менеджмента качества служит мощным инструментом оптимизации управления университетом в условиях меняющихся требований государства и бизнеса. Это позволяет улучшить качество управления университетом на всех уровнях, сформировать хорошо организованную и мотивированную команду единомышленников, способных достигать стратегических целей в развитии университета. Ключевым принципом системы менеджмента качества образования является ориентация на требования потребителей. Согласно этому принципу предприятия и организации-заказчики наших выпускников имеют право выставлять свои требования и условия по их индивидуальной подготовке.

Для выявления потребностей заинтересованных сторон в университете периодически проводится анкетирование обучающихся, сотрудников и работодателей. Выявленные требования и ожидания заинтересованных сторон и потребителей учитываются при проектировании услуг и продукции (при разработке и актуализации образовательных программ, учебно-методических пособий и др.), планировании деятельности университета и структурных подразделений, проведении улучшений деятельности.