«Создание МООК «Лабораторные работы по физике»»

Наименование проекта: «Создание МООК «Лабораторные работы по физике»» (продолжительность проекта 12 мес., 2021-2022 г.г.)

Реферат: 
 Современное общество, являясь информационным, требует от обучающихся быть креативными, способными критически мыслить, готовыми активно и целенаправленно познавать окружающий мир, осознавать ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества; готовыми к овладению основами научных методов познания окружающего мира. Физика обладает значительным потенциалом в достижении обозначенных результатов развития личности. Это обусловлено тем, что изучение физики сопровождается широким спектром практических познавательных действий, которые необходимо совершать обучающимся. Большая часть видов деятельности тем или иным образом может осуществляться обучающимися как решение исследовательских задач.
Современная модель образования предусматривает в основном обратную последовательность получения знаний. Сначала рассматривается теория, изучаются законы, входящие в ее ядро, и только потом обучающиеся получают возможность в ходе практических работ убедиться в справедливости изучаемых законов. Системное включение в процесс обучения физике элементов исследовательской деятельности позволяет повысить уровень осознания обучающимися изучаемого материала. Но, к сожалению, не всегда есть возможность организовать практическую деятельность на занятиях по физике. Особенно остро эта проблема стоит в случае дистанционного обучения физике, что актуализирует тему исследования. Безусловно, существует множество разработанных виртуальных лабораторных работ по различным темам курса физики, но применение виртуальных лабораторных работ не позволяет достичь требуемого уровня экспериментальных умений. Поэтому данный проект предусматривает выявление направления развития цифровых образовательных ресурсов в мировой практике и реализация данного опыта при выполнении лабораторных работ по физике. Мировой опыт показывает, что цифровые платформы имеют ряд преимуществ как метод повышения уровня образования населения. Данные технологии позволяют преодолеть пространственно-временные границы, усложняющие получение престижного, достойного образования у ведущих специалистов разных областей в образовательных учреждениях страны и/или мира.
Преимущество массовых открытых онлайн курсов как способа проведения лабораторной работы в рамках дистанционного обучения заключается в том, что в процессе работы обучающийся действует параллельно с экспериментатором на видео: 1) обучающийся наблюдает за действиями экспериментатора; 2) обучающийся самостоятельно выполняет лабораторную работу по предложенным инструкциям экспериментатора; 3) обучающимся предлагаются вопросы и задания, встроенные непосредственно в онлайн платформу.
Онлайн-курс – обучающий курс с массовым интерактивным участием с применением технологий электронного обучения и открытым доступом через интернет, одна из форм дистанционного образования. В качестве дополнения к традиционным материалам учебного курса, таким как видео, чтение и самостоятельные работы обучающихся, открытые онлайн-курсы дают возможность использовать интерактивные форумы пользователей, которые помогают создавать и поддерживать сообщества обучающихся и преподавателей.

 Цель проекта: 

 Cоздание массового открытого онлайн курса «Лабораторные работы по физике» с целью повышения качества и расширения возможностей организации лабораторных работ по физике через интеграцию классических форм обучения с технологиями электронного обучения.

Ожидаемые результаты:

  1. Будет проведен анализ процесса выполнения лабораторных работ по физике основной школы в условиях дистанционного обучения;
  2. Будет разработан МООК «Лабораторные работы по физике» по выполнению лабораторных работ по физике с использованием смартфонов и лабораторных планшетов для учителей физики Алматинской области;
  3. Будут созданы лабораторные планшеты по разделу «Электричество и магнетизм»;
  4. Будут организованы обучающие семинары и вебинары для учителей физики Алматинской области по использованию МООК «Лабораторные работы по физике»;
  5. Полученные научные результаты опубликуются в 1 (одной) статье в рецензируемом научном издании, входящей в Social Science Citation Index или Arts and Humanities Citation Index базы Web of Science и (или) имеющее процентиль по CiteScore в базе Scopus не менее 25 (двадцати пяти);
  6. Будет получено свидетельство о регистрации авторских прав.

 Научный руководитель проекта:

 Абдулаева Әйгерім Бекмұханбетқызы, докторант 2 курса ОП 8D01502-Физика, магистр естественных наук — специалист в области методики преподавания физики. С 2017 года работает в должности преподавателя кафедры физики Жетысуского университета имени И.Жансугурова. Имеет более 20 публикации, 3 учебных и учебно-методических пособий.

ORCID 0000-0003-0089-7615. Ссылка на профиль https://orcid.org/0000-0003-0089-7615

 Члены исследовательской группы:

Турсынбаева Динара Ахметовна, опубликовала более 40 научных работ, из них 2 публикации — в базах данных Web of Science и Scopus, КОКСОН — 15, международные конференции — 19, книги — 5, патент — 1. Индекс Хирша – 2 (Scopus).

Scopus ID 57189062234, 57200099252

Ссылка на профиль https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57189062234&eid=2-s2.0-85043635588

Кадирбаев Мирас Жумабаевич — младший научный сотрудник.

 Научные стажировки и повышение квалификации

 Абдулаева А.Б. Стажировка по прикладной физике, Литва. Каунас. 25.05.2015-03.06.2015, Факультет математики и естественных наук Каунасского технологического университета, 36 часов.

  1. Абдулаева А.Б. Повышение квалификации в целях усиленной подготовки педагогических кадров, в том числе в онлайн режиме в рамках государственного задания по специальности физика, г.Алматы, 01.11.2016-20.12.2016, Институт повышения квалификации и дополнительного образования КазНУ им.аль-Фараби, 240 часов.
  2. Абдулаева А.Б. Образовательная программа курсов повышения квалификации преподавателей педагогических специальностей ВУЗов «Современные педагогические технологии», г.Алматы, 09.10.2017-06.11.2017, АО «Национальный центр повышения квалификации «Өрлеу»», 240 часов.
  3. Абдулаева А.Б. Курсы повышения квалификации в сфере образования, Португалия, г.Порто, 26.10.2017-05.11-2017, ISEP — Instituto superior de Engenharia do Porto, 240 часов.
  4. Абдулаева А.Б. Курсы по программе обучения ППС вузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров, разработанной на основе уровневых программ, повышения квалификации педагогических работников РК, в объеме 232 академических часов. 30.11.2018г.
  5. Абдулаева А.Б. Coursera. Методология научных исследований и котики. 01.11.2020 — 07.12.2020.
  6. Абдулаева А.Б. Coursera. Физика в опытах. 01.11.2020 — 07.12.2020.
  7. Абдулаева А.Б. Вебинар Clarivate. О качестве научных публикаций: Web of Science и Антиплагиат. 22.04.2021г.
  8. Турсынбаева Д.А. Центр педагогического мастерства АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», Обновление содержания среднего образования РК, курсы подготовки преподавателей высших учебных заведений, 80 часов, 03.05.2019 г.
  9. Турсынбаева Д.А. Международная онлайн-стажировка «Университет 4.0. Цифровая трансформация», 72 часа, 7-23 апреля 2021 г.
  10. Турсынбаева Д.А. Комплексные и прикладные аспекты развития современной физики. CONSULTING COMPANY, 72 часов,05-26.05.2021 г.

 Список публикаций и патентов исполнителей проекта за период с 2015 по 2020 г.г. 

  1. A. Tursynbayeva, G.B. Alimbekova,R.S. Kabatayeva, M.A. Zhusupov, N.A. Burkova, K.A. Zhaksybekova, F.B. Belissarova, A.S. Taukenova, Methodology of projection of wave functions of light nuclei on cluster channels on the example of quantum 11B{alpha-7Li}-system, Advanced Studies in Theoretical Physics, Vol. 10, 2016, no. 2, 89-97, http://dx.doi.org/10.12988/astp.2016.615, Bulgaria
  2. A. Filko, D.A. Tursynbayeva, I. N. Filko, Fixed points of vitrification equations, Mechanics of Composite Materials, Vol. 52, No. 3, July, 2016 (Russian Original Vol. 52, No. 3, May-June, 2016), 0191-5665/16/5203-0325 © 2016 Springer Science+Business Media New York, DOI: 10.1007/s11029-016-9585-0
  3. Токбергенова У.К., ТурсынбаеваД.А., Насыролла Н. Физиканы оқытуда оқушылардың түйінді құзыреттілігін қалыптастыру. ВестникКазНПУ, 2016 г., 14-19, г. Алматы.
  4. Алимбекова Г.Б., Турсынбаева Д.А. «Кванттық физика» бөлімі бойынша әртүрлі деңгейлік есептерді шығару. III Международная научно-практическая конференция «Математическое моделирование механических систем и физических процессов», Алматы, 18-19 ноябрь 2016 г.
  5. Ерженбек Б., Сыдыкова Ж. К., Турсынбаева Д. Физикалық ұғымдарды қалыптастыру кезеңдері. Республиканская научно-практическая конференция «профессиональная подготовка будущего педагога: теория и практика», посвященная 70-летию д.п.н., профессора физики, академика Национальной академии естественных наук Казахстана С. С. Маусымбаева, Семей, 17.06.2017 г., стр.245-249.
  6. Алимбекова Г.Б., Турсынбаева Д.А. Интерактивтік технологияларды оқыту үдерісіне қолданудың негізгі әдістері. VII Международная научно – методическая конференция «Математическое моделирование и информационные технологии в образовании и науке»,Алматы, 2015 г., стр. 412 – 415.
  7. Алимбекова Г.Б., Турсынбаева Д.А. Жаңа инновациялық технологияларды физика пәнін оқытуда қолдана отырып, оқушылардың дайындық сапасын арттырудың ғылыми – әдістемелік жолдары.Международная научно-практическая конференция «Наука, Образование и инновации-важнейшие факторы реализации Стратегии» Казахстан — 2050», Талдыкорган, 2015 г.,стр. 36-39.
  8. Шоқанов Ә.Қ., Турсынбаева Д.А., Худайбергенова Ш.С. Нанотехнология негіздерін наноэдьюкатор II көмегімен оқып үйрену. Международная научно-практическая конференция «Наука, Образование и инновации-важнейшие факторы реализации Стратегии» Казахстан — 2050», Талдыкорган, 2015 г., стр. 254 — 256.
  9. Tursynbayeva D.A., Yerzhenbek B.Сontents and structure of physical theories in school. Материалы XIII Международной научно-практической конференции «Ведение современной науки — 2017», 30 ноября-7 декабря 2017 г., Педагогические науки. Шеффилд. Science and education LTD -108p. ISBN 978-966-8736-05-6
  10. Турсынбаева Д.А., Ерженбек Булбул. Нынешнее состояние формирования понятий квантовой физики в средней школе. Материалы XIII Международной научно-практической конференции «Ведение современной науки -2017», 30 ноября-7 декабря 2017 г., Педагогические науки. Шеффилд. Science and education LTD -108p. ISBN 978-966-8736-05-6
  11. Токбергенова У.К., Турсынбаева Д.А., Ерженбек Б. Методическое руководство. Физика 7. Издательство «Мектеп», 2017 г., МОН РК.
  12. Мамбетакунов Е.М., Турсынбаева Д.А., Жанатбекова Н.Ж. Научно – методические основы формирования основных понятий квантовой физики в средней школе. ВестникЖГУ, № 2, 2018.
  13. Турсынбаева Д.А. Методика преподавания квантовой теории в естественно – математическом направлении средней школы. Вестник КазНПУ, № 4 (60), 2017 г., стр.178-183.
  14. Жусупов М.А., Жаксыбекова К.А., Турсынбаева Д.А. Методика выполнения квантовых расчетов. Вестник КазНУ, № 4 (63), 2017 г., стр.48-51.
  15. Турсынбаева Д.А., Гребенец Н.А., Жапсарбай Ғ.А., Жеңіс А.Е., Кәкімжан А.Г., Чалматаева М.Б. Альтернативные источники энергии: виды и использование. Materiály XVI Mezinárodnívĕdecko — praktickákonference «Dnyvědy», Volume 5 : Praha. Publishing House «Education and Science» -96 s, ISBN 978-966-8736-05-6, Praha Publishing House «Education and Science» 2020, 36-41 p
  16. Мамбетакунов Е.М., Турсынбаева Д.А., Жапсарбай Ғ.А. Физика пәнін қазақша оқулықтармен қамтамасыз етудің заманауи мәселесі. Вестник ЖГУ, ISSN 2616-8901, №2(90) 2019, 31-35.
  17. Andasbayev E., Tyrsunbayeva D., Zhakpayev К. Methodological formation of the basic concepts of dynamics for students using examples of tasks in the section «friction force». Наука и жизнь Казахстана, №10 ISSN 2073-333X.
  18. Туркменбаев А.Б., Абдыкеримова Э.А., Турсынбаева Д.А. Физика сабағында проблемалық оқыту технологиясын қолдану. Наука и жизнь Казахстана, №10, ISSN 2073-333X.
  19. ЖанатбековаН.Ж., Абдулаева Ә.Б., Турсынбаева Д.А., Борибекова Ф. Formation of scientific world view of students in laboratory work. Наука и жизнь Казахстана, №10, ISSN 2073-333X.
  20. Жанатбекова Н.Ж., Турсынбаева Д.А., Кожашева Г.О., Маметурдиева К.Ж. Электромагнитные переходы ядер в бозонной модели. Наука и жизнь Казахстана, №10, ISSN 2073-333X.
  21. Турсынбаева Д.А., Жанатбекова Н.Ж., Абдулаева Ә.Б., Борибекова Ф. Методические основы формирования у учащихся основных понятий квантовой физики на примере для главы «координатное и импульсное представление». Наука и жизнь Казахстана, №10, ISSN 2073-333X.