Совершенствование подготовки учащихся в условиях полиязычного образования

   Наименование проекта: «Совершенствование подготовки учащихся в условиях полиязычного образования» (продолжительность проекта 12 мес., 1 января 2022 — 31 декабря 2022 г.г.)

  Современная тенденция, создавшаяся на территории Республики Казахстан, располагает к владению тремя и более языками обучения. Это необходимо для поддержания внешних экономических отношений, развитию бизнеса и соответствию выпущенных отечественных кадров международным стандартам качества. К сожалению, большинство отечественной литературы в предметах естественно-научного цикла, в частности, в математике, представляется двух языках, имея только казахскоязычной или русскоязычный эквивалент. Для того, чтобы учащиеся и преподаватели владели необходимыми базовыми и расширенными знаниями на английском языке необходима соответствущая литература на данном языке, адаптированная к государственному образовательному стандарту знаний. К сожалению, использование имеющейся зарубежной литературы по математике не является корректным, так как образовательный стандарт и содержание учебников англоязычных стран и Республики Казахстан разнятся. Это приводит к вынужденному изучению математики на уже существующей литературе на казахском и русском языках и дальнейшим изучением английского языка как факультативного. Но подобный подход не является эффективным и конструктивным для подготовки к поступлению в зарубежные высшие учебные заведения, так как математика в них специфически отличается, а знания формул, теорем, понятий, свойств и терминов основывается на отечественном формате. Дополнительное изучение английского языка не гарантирует улучшение показателей понимания технической литературы и владения профессионально-ориентированным английским языком. В связи с чем, возникает необходимость в создании учебной и методической литературы на английском языке, основанной на государственном образовательном стандарте. Учебник математики для пятых классов на английском языке для казахстанских школьников должен представлять собой материал, основанный на государственном образовательном стандарте, включая в себя терминологию основанную на нем, но представляющим собой англоязычный эквивалент, отвечающий международному стандарту. Для того, чтобы осуществить создание данного учебника необходимо изучить основной материал необходимый для поступления, основанный на популярных международных экзаменах, связанных с математикой, таких как: ACT, SAT, AP.

Тем не менее, учебник должен быть наполнен контентом, позволяющим органично изучать математику на английском языке учащимся, чей родной язык не является английским. Для этого должны быть предусмотрены такие факторы как: словарная работа, изучение зарубежной терминологии, продуманные задания, использование не сложных предложений и словосочетаний для постепенного погружения в изучение.

Создание подобного учебника является существенным шагом для осуществления политики трехъязычия в Республике Казахстан «Триединство языков», а также послужит необходимой методической базой для освоения математики на английском языке. Также учебник математики для пятых классов на английском языке может послужить основой для создание большего количества подобной методической литературы и поможет казахстанским школьникам стать специалистами, отвечающими всем международным стандартам образования.

   Цель проекта: разработать и обосновать методику для подготовки учащихся в условиях полиязычного образования.

Ожидаемые результаты:

  1. Итогом данного исследования является совершенствование данной методики, которая в дальнейшем поможет реализовать задачи, поставленные в государственном курсе «Триединство языков», направленном на развитие качественного уровня владения тремя языками (казахским, русским и английским).
  2. Будут выявлены психолого-педагогические особенности подготовки учащихся в условиях полиязычного образования
  3. Будут изучены проблемы обучения учащихся в условиях полиязычного образования
  4. Будет разработана методическая модель подготовки учащихся в условиях полиязычного образования
  5. Будет опубликовано учебное пособие для учащихся в процессе обучения в условиях полиязычного образования.

Научный руководитель проекта:

Лим Виктория Сергеевна, докторант 3 курса ОП 8D01501 — Математика, магистр педагогических наук — специалист в области методики преподавания математики. ORCID 0000-0003-1377-5481. Ссылка на профиль https://orcid.org/0000-0003-1377-5481?lang=en

Члены исследовательской группы:

Мусекенова Айжан Айдыновна, ЖУ им. И. Жансугурова, Преподаватель-лектор, ОП “Юриспруденция” Факультет права и экономики

Шаяхметова Валентина Бахытовна ЖУ им. И. Жансугурова, Эксперт, отдел науки и коомерциализации научных проектов