


В рамках реализуемой в Жетысуском университете им. И. Жансугурова программы целевого финансирования Комитета науки Министерства науки и высшего образования РК ИРН «BR24993150 Организация психолого-педагогической поддержки предпрофильной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями» в период с 06 по 12 декабря 2025 года состоялась поездка исполнителей программы в г. Стокгольм (Королевство Швеция). Цель — участие в курсах повышения квалификации по теме «Инклюзивное образование и социальная интеграция: опыт Швеции». Руководитель программы — доктор педагогических наук, профессор-исследователь З.А. Мовкебаева.
В соответствии с программой был организован визит в один из крупнейших университетов Скандинавии — Стокгольмский университет. В стенах университета состоялись встречи с представителями отдела поддержки студентов с особыми потребностями Mia Karlsson и Guri Blomqvist (руководители и координаторы целевой педагогической поддержки), где была представлена информация о различных видах поддержки и адаптации и опыт деятельности университета в этой сфере; с профессором специальной педагогики Rano Zakirova-Engstrand, которая представила исследования в области специальной педагогики и аутизма у детей раннего возраста. Группа также посетила кампусы университета, в том числе Albano campus, сертифицированный по стандарту устойчивого экологического развития Citylab.
Исполнители программы получили также возможность ознакомиться с опытом организации деятельности различных шведских организаций по инклюзии. Так, состоялась встреча с и.о. руководителя и координатором Kulturskolans Resurscenter Maliha Ezdani Khan, с директором ресурсной школы Стокгольма Vintertullsskolan для учеников 7-9 классов, нуждающихся в дополнительной поддержке Анника Сеттерквист. Школа работает с маленькими группами и адаптирует обучение под индивидуальные потребности. Содержательной и насыщенной оказалась также встреча со старшим преподавателем стокгольмской школы Манилла (Manillaskolan) Åsa Helmersson.
Посещено национальное шведское ведомство по специальному образованию и специальным школам Specialpedagogiska skolmyndigheten (SPSM). SPSM отвечает за поддержку школ, педагогов и семей, предоставляет консультации, учебные материалы, курсы, управляет специализированными школами по стране, способствует созданию равных условий обучения для детей с особыми потребностями.
Для участников поездки было организовано посещение государственной специальной школы для учащихся с «сильным нарушением речи» Hällsboskolan Kungsholmen. Школа принимает учеников с 2 по 10 класс, уделяет особое внимание языку и коммуникации, предоставляет адаптированную образовательную среду. Состоялась встреча группы, в ходе которой участники получили возможность ознакомиться с деятельностью логопеда и руководителя команды по вопросам ученического благополучия Zhiwar Eskandari, руководителя команды и учителя начальных классов Channette Håkansdotter, специального педагога в отделе ученического благополучия Tove Risberg и психолога в отделе ученического благополучия Mattias Eriksson; группа также приняла участие в международной конференции и итоговом мероприятии исследовательской программы DIGARV, во время которой были прослушаны выступления спикеров Kristoffer Nielbo (Университет Орхуса), Brita Brenna (Университет Осло) и Hannu Salmi (Университет Турку).
Исполнители программы также получили информацию о деятельности шведских грантовых фондов в сфере культуры и инклюзивного подхода.
Особый интерес участников группы вызвало посещение государственной организации Samhall, главной миссией которой является создание рабочих мест для людей с инвалидностью и обеспечение их интеграции на обычном рынке труда. Компания ежегодно способствует тому, чтобы около 1500 сотрудников переходили к другим работодателям, предоставляя для этого востребованные рабочие места в сфере уборки, ухода, логистики, производства и т.д. Спикер: Dan-Aria Sucuri — эксперт по корпоративному управлению и обществу.
Период с 07 по 12 декабря в Стокгольме — неделя Нобелевской премии, поэтому в рамках мероприятий этой недели было организовано посещение открытой выставки «Огни Нобелевской премии» и Музея Нобелевской премии с целью ознакомления с историей учреждения Нобелевской премии, деятельностью Альфреда Нобеля и достижениями лауреатов в различных областях науки и культуры; в Королевской научной академии (Aula Magna) группа прослушала лекции Нобелевских Лауреатов 2025 года:
- «Прошлое и будущее инноваций: может ли прогресс быть устойчивым?» — лектор Joel Mokyr — лауреат Нобелевской премии по экономике 2025.
- «Экономика творческого разрушения» — Philippe Aghion — лауреат по экономике 2025.
- «Творческое разрушение и экономический рост» — Peter Howitt — лауреат по экономике 2025.
Далее, в рамках реализации фестивальной программы «Огни Нобелевской премии», на площади Gustav Adolfstorg было организовано ознакомление с выступлением учащихся Kulturskolan Resurscenter, представляющих категорию детей и молодёжи с особыми образовательными потребностями.
В ходе командировки группа ознакомилась с опытом Швеции в области инклюзивного образования, социальной интеграции лиц с ОВ и специальной педагогики. Полученный опыт направлен на развитие психолого-педагогической системы поддержки университета и совершенствование услуг для обучающихся с ограниченными возможностями.
#SDG #ЦУР #ТДМ




