AP19678345 Развитие творческих способностей будущих учителей начальных классов через исследовательские компетенции

О НАУЧНОМ ПРОЕКТЕ:

  • Название проекта:

    Развитие творческих способностей будущих учителей начальных классов через исследовательские компетенции

  • Цель проекта: Раскрыть содержание и научно-методическое обоснование компонентов развития творческих способностей будущих учителей начальных классов через исследовательские компетенции в вузах, разработать учебно-методический комплекс по совершенствованию образовательной программы подготовки специалистов, адаптированных к системе начального образования
  • Задачи:
  1. Систематизировать научно-теоретические основы содержательных компонентов исследовательских компетенций будущих учителей начальных классов.

Обобщение, анализ и дифференциация нормативно-правовых документов в сфере образования РК, передовых идей в исследованиях психолого-педагогической и методической направленности зарубежных, отечественных ученых в области исследовательских компетенций в профессиональной деятельности будущего учителя начальных классов. Реализация совершенствования образовательной программы по специальности путем разработки теоретической и научно-методической системы формирования исследовательской компетентности будущего учителя начальных классов в соответствии с содержательной спецификой его профессиональной деятельности.

  1. Выявить виды знаний и компонентов в научно-теоретическом и методическом содержании будущих учителей начальных классов, способствующих развитию творческих способностей через освоенные ими исследовательские компетенции.

Представленный проект направлен на дидактические требования вуза, обосновать новыми содержательными подходами развития творческих способностей через исследовательские компетенции в профессиональной деятельности будущего учителя начальных классов в соответствии с современным содержанием образования, совместимым с принципами Болонской декларации в интеграции Казахстана с европейской системой образования. В текущих и будущих условиях подготовки будущих учителей начальных классов определяются пути развития творческих способностей через исследовательскую компетентность развития потенциала в соответствии с содержательной спецификой готовящейся профессии с совершенствованием содержания образовательной программы по специальности.

  1. Разработать и ввести в научный оборот научно-методическую систему развития творческих способностей будущих учителей начальных классов через исследовательские компетенции.

В педагогическом процессе современного вуза рассматриваются научно-методические подходы к совершенствованию образовательной программы специальности, обоснование соответствия развития творческих способностей через исследовательские компетенции в профессиональной деятельности будущего учителя начальных классов дидактическим требованиям современной педагогической практики с рациональным использованием возможностей инновационных технологий в подготовке педагогических кадров.

  1. Проведение экспериментального эксперимента альтернативных учебно-методических комплексов и ресурсных материалов, направленных на обоснование научно-методической системы развития творческих способностей будущих учителей начальных классов через исследовательскую компетенцию, анализ результатов исследования, предоставление рекомендаций.

Идея проекта:

В проекте рассматриваются новые пути развития творческих способностей будущего учителя начальных классов через совершенствование его исследовательской компетентности и современная научно-методическая система, как приоритетная составная часть совершенствования его потенциала в подготовке профессионалов.

Проблема подготовки педагогических кадров с современным конкурентоспособным и профессиональным потенциалом, полностью сформировавшаяся в казахстанской системе образования, является одной из важнейших задач современной системы педагогического образования.

Рассматривается непосредственная связь будущего учителя с развитием творческих способностей через совершенствование различных компетенций, что дает представление о полноте его потенциала в достаточном усвоении знаний и опыта, относящихся к его профессиональной деятельности. В социально-педагогическом аспекте процесс совершенствования содержательных структур образовательных программ специальностей вузов в подготовке будущих учителей обусловлен необходимостью выполнения и реализации задач, поставленных перед процессами современной педагогической системы. Актуальным и необходимым является развитие творческих способностей будущих учителей через совершенствование их исследовательских компетенций, как составляющий компенент профессиональной деятельности, с точки зрения личностного подхода.

  • Ожидаемые результаты:
  1. Публикация учебных и учебно-методических пособий в казахстанских изданиях.
  1. Получение охраняемых авторским правом удостоверений от Министерства юстиции Республики Казахстан на учебные и учебно-методические пособия, подготовленные в рамках проекта.
  1. Разработка научно-технической, конструкторской документации-нет.
  1. Способы распространения результатов работы среди потенциальных пользователей, сообщества ученых и широкой общественности – создание докладов в научной среде посредством организации научно-методических публикаций /учебных и учебно-методических пособий, научных познавательных статей/ научно-теоретических и методических конференций, семинаров, дающих содержание результатов.
  1. Другие измеримые результаты в соответствии с требованиями конкурсной документации и особенностями проекта. В разделе:

1) Область применения и целевые потребители каждого из ожидаемых результатов — научно-методически обоснованные материалы по результатам исследования оформляются в виде учебных и учебно-методических пособий. Эти материалы послужат основой для повышения качества подготовки будущих специалистов в вузах страны, развития потенциала научно-познавательной и образовательной среды среди научно-педагогических работников, а также будут использованы для совершенствования образовательной программы студентов, магистрантов, докторантов на кафедрах подготовки будущего учителя начальных классов.

2) Влияние ожидаемых результатов на развитие основных научных направлений и смежных областей науки и технологий – дать характеристику теоретического и методического содержания науки в подготовке будущих учителей начальных классов с точки зрения нового подхода к современным образовательным философским основам. Научно-методическое раскрытие преемственности педагога, лежащей в основе развития его творческих способностей, раскрывая технологическую систему организации и ведения исследовательской компетенции на основе общих профессиональных компетенций в педагогической деятельности.

3) Применимость и (или) возможность коммерциализации полученных научных результатов — используется в учебном процессе, организуемом в рамках образовательной программы подготовки будущих учителей начальных классов в высших учебных заведениях, в процессе повышения и совершенствования профессиональных знаний специальности. Возможность коммерциализации-в случае выигрыша предложенного тематического проекта повысится качественная возможность подготовки будущих учителей начальных классов, что решит проблему переподготовки и повышения квалификации учителей начальных классов в данном направлении. Это позволяет сэкономить на государственных финансах. Однако в случае необходимости знаний и опыта в этом направлении можно организовать и провести специальные курсы. Создание методической системы формирования и повышения творческих способностей /КП — (факультативные дисциплины)/ будущих учителей начальных классов, осуществляющих качественное образование, новые подходы внедряются в педагогический процесс вуза через исследовательские компетенции.

4) Социальный, экономический, экологический, научно-технический, мультипликативный и (или) иной эффект результатов проекта с обоснованием – научный проект проводит научно-методический анализ повышения качества подготовки будущих учителей начальных классов. Вместе с тем, осуществление обеспечения качественными специалистами на экономической основе подготовки будущих специалистов, что является основой для повышения профессионального потенциала учителя в социально-педагогических условиях. Будет разработана методическая база, связанная с развитием творческих способностей будущих учителей начальных классов через исследовательские компетенции. Развитие творческих способностей будущих учителей начальных классов через исследовательские компетенции в профессиональной деятельности содержание реализация обоснованного обучения в научно – методической системе с точки зрения новых знаний-это сказывается на снижении потребности в переподготовке специалистов и снижении финансовых затрат.

5) Дополнительное отражение других прямых и косвенных результатов проекта вместе с качественными и количественными характеристиками-результаты проекта по развитию творческих способностей будущих учителей начальных классов посредством исследовательских компетентностных действий в их профессиональной деятельности вносят качественный вклад в развитие педагогической науки Казахстана. Также способствует повышению конкурентоспособности среди вузов в подготовке современных педагогических кадров, оказывает влияние на количественный и качественный отбор. Совершенствование содержания образовательных программ подготовки будущих специалистов позволяет целенаправленно определять их образовательные траектории путем внедрения различных альтернативных /элективных курсов/ дисциплин.