Организация и сопровождение образовательного процесса лиц с особыми образовательными потребностями в условиях модернизации высшего образования

    Актуальность: В условиях современного развития инклюзивного высшего образования в Республике Казахстан, возникла необходимость переосмысления подходов к организации образовательного процесса лиц с особыми образовательными потребностями (далее — ООП). Отсутствие целостного видения реализации и координации инклюзивных процессов в высших учебных заведениях Республики Казахстан является причиной возникновения ряда острых проблем, таких как: низкий уровень доступности высшего образования для лиц с особыми образовательными потребностями, отсутствие комплексного сопровождения образовательного процесса и пробелы в адаптации образовательных программ к индивидуальным особенностям обучающихся, недостаточная готовность профессорско-преподавательского состава к реализации принципов инклюзивного обучения.

Цель проекта: Разработка и апробация механизма комплексной организации и сопровождения образовательного процесса лиц с особыми образовательными потребностями в концепте инклюзивной культуры вуза.

Ожидаемые результаты:

  1. Будут определены теоретико-методологические основы организации и сопровождения образовательного процесса лиц с ООП в вузе.

1.1 Будет выявлено текущее состояние организации работы по сопровождению обучения лиц с ООП в вузе для выявления механизмов сопровождения.

1.2 Будут выявлены эффективные практики для разработки и теоретического обоснования механизма комплексного сопровождения образовательного процесса лиц с ООП в вузе. Будет выпущена статья в материалах международной научно-практической конференции. Будет подготовлена и подана статья в научные издания, рекомендуемых КОКСНВО.

  1. Выявить направления организации и сопровождения образовательного процесса лиц с ООП в вузе.

2.1 Определение структуры инклюзивной образовательной среды на основе концепта инклюзивной культуры вуза в широком понимании «инклюзивного образования».

2.2 Повышение инклюзивной культуры субъектов образовательного процесса в вузе.

2.3 Разработка механизма комплексной организации и сопровождения, программы психолого-педагогического сопровождения лиц с ООП в вузе, привлечение волонтеров к работе по сопровождению образовательного процесса лиц с ООП.

  1. Разработать методическое обеспечение механизма комплексной организации и сопровождения образовательного процесса лиц с ООП.

3.1 Разработка электронного учебно-методического обеспечения для сопровождения образовательного процесса лиц с ООП.

3.2 Разработка элективных специальных курсов,  дополнительных образовательных программ (Minor), массовых открытых онлайн курсов для обучающихся с ООП, повышающих их профессиональную компетентность.

  1. Апробация механизма комплексной организации и сопровождения образовательного процесса лиц с ООП.

4.1 Внедрение элективных специальных курсов, дополнительных образовательных программ (Minor), массовых открытых онлайн курсов.

4.2 Внедрение программы психолого-педагогического сопровождения лиц с ООП, активизация деятельности волонтерского движения по сопровождению образовательного процесса лиц с ООП и «Ассоциации лиц с ООП» на базе вуза.

 

Достигнутые результаты:

  1. Были изучены труды отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблематике. В результате были определены теоретико-методологические основы организации и сопровождения образовательного процесса лиц с ООП в вузе.

1.1 Проведен анализ психолого-педагогической литературы и  адаптированности образовательных программ для лиц с ООП. Изучена нормативно-правовая база инклюзивных процессов в вузе. Определено текущее состояние организации работы по сопровождению обучения лиц с ООП в вузе для выявления механизмов сопровождения.

1.2 Изучен зарубежный и отечественный опыт организации и сопровождения лиц с ООП, проведен сравнительный анализ реализации инклюзивного обучения в вузах РК и зарубежных вузах. Проанализированы инклюзивные практики, применяемые высшими учебными заведениями Республики Казахстан, стран СНГ, Европейского Союза, Восточной и Южной Азии, Северной и Южной Америки, Австралии. Выявлены эффективные практики для разработки и теоретического обоснования механизма комплексного сопровождения образовательного процесса лиц с ООП в вузе. Опубликованы статьи в материалах международных научно-практических конференций:  

1) Кыдырбаева Г.Т., Беделбаева А.Е., Шмидт М.А. Реализация сопровождения учебного процесса лиц с особыми образовательными потребностями // Перспективы развития современных социальноэкономических процессов. Сборник научных трудов по материалам XXXIII Международной научно-практической конференции (г.-к. Анапа, 21 октября 2022 г.). – Анапа: Изд-во «НИЦ ЭСП» в ЮФО, 2022. С. 26-32.

2) Ахмедиева К.Н., Кыдырбаева Г.Т., Шмидт М.А. Инклюзивті білім берудің теориялық мәселелері // Профессор Г.Ж. Меңлібекованың 60 жылдығына арналған «Қазіргі заманғы тұлға мен қоғамның психологиялық дайындығын дамытудың мәселелері мен перспективалары» халықаралық ғылыми-практикалық конференция. Астана, 2022 ж., С. 388-391.

3) Жакипбекова С.С., Кыдырбаева Г.Т., Беделбаева А.Е. Особенности организации и сопровождения образовательного процесса лиц с особыми образовательными потребностями в ВУЗе. VIII Международная научно-практическая конференция: «Современные тенденции развития науки и мирового сообщества». (г.-к. Анапа, 3 ноября 2022 г.). – Анапа: Изд-во «НИЦ ЭСП» в ЮФО, 2022.  С. 47-51.

Опубликована статья в научном издании, рекомендуемом КОКСНВО:

1) Беделбаева А.Е., Калдияров Д.А., Жакипбекова С.С., Кыдырбаева Г.Т. Физическое воспитание обучающихся с особыми образовательными потребностями в высшей школе. Теория и методика физической культуры. Казахская академия спорта и туризма. Алматы, 2022. -№4. –С. 77-82. DOI:  10.48114/2306-5540_2022_4_77 // http://46.34.130.122/index.php/tmfk/article/view/254/108

 Научный руководитель проекта:

Жакипбекова Сауле Сотиялдиновна — доктор философии (PhD), и.о.ассоциированного профессора. Индекс Хирша = 1, https://orcid.org/0000-0001-6837-594X, Scopus Author ID 57200068774 // https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57200068774

 

Основные публикации руководителя проекта, подтверждающие его соответствие руководству проектом:

  1. Saule S. Zhakipbekova (соавторы — Aizhan Zh. Sapargaliyeva, Dinara Ye. Muratbekova, Ryszhamal K. Aralbaeva, Aizhan S. Shynybekova). Professional Training of Future Teachers for the Development of Speech Activity of Younger Schoolchildren// Journal of Intellectual Disability — Diagnosis and Treatment. Vol 8, No3 (2020), стр.358-369. DOI: https://doi.org/10.6000/2292-2598.2020.08.03.12 (CiteScore 2019 – 1.9, процентиль по Scopus «Social Sciences» – 57, процентиль по Scopus «Psychology» – 46). https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57200068774
  2. Zhakipbekova. Determination of the pedagogical conditions for forming the readiness of future primary school teachers // Opcion, 2018, 34(85), стр. 475–499. (CiteScore 2019 – 0.2, процентиль по Scopus – 51). https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57200068774
  3. С.С. Жакипбекова (соавторы Г.Ж. Ержанова, М.А. Шмидт). Организация довузовской подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья. Вестник КазНПУ им. Абая. Серия «Педагогика и психология» (КОКСОН). — №3(48), 2021.- С. 71-79. DOI: https://doi.org/10.51889/2021-3.2077-6861.08 // https://journal-pedpsy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/250
  4. С.С. Жакипбекова. Образовательная интеграция детей с особыми потребностями в Республике Болгария. Вестник КазНПУ им. Абая. Серия «Педагогические науки» (КОКСОН). -№2(54), 2017. — С. 73-77. // https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/issue/view/40/60
  5. С.С. Жакипбекова (соавторы Абдильдина С.К., Тлеужанова К.А.). Формирование здорового образа жизни для детей с ограниченными возможностями. Вестник Академии Педагогических Наук Казахстана (КОКСОН). — №2 (март-апрель), 2018 г. — С. 67-73. // https://vestnik-apnk.kz/articles/1607f513b7_2_2018.pdf
  6. С.С. Жакипбекова (соавтор Калдияров Д.А.). Создание инклюзивной образовательной среды в Вузе. Международный научный журнал «Наука и жизнь Казахстана» (КОКСОН). — №5/3. -2020. -С. 130-132// https://www.naukaizhizn.kz/ru/archive

 Члены исследовательской группы:

Калдияров Данияр Алтаевич, главный научный сотрудник, доктор экономических наук. Индекс Хирша – 6. ORCID ID 0000-0002-0181-2962, Scopus Author ID 56127906700https://www.scopus.com/authid/detail.uri?origin=resultslist&authorId=56127906700&zone

 Стамбекова Асель Серкебаевна, ведущий научный сотрудник, кандидат педагогических наук. Индекс Хирша 3. Scopus ID 57214246629, ORCID ID 0000-0002-6869-7401, https://www.scopus.com/authid/detail.uri?origin=resultslist&authorId=57214246629&zone

 Кыдырбаева Галия Турыспаевна, ведущий научный сотрудник, кандидат педагогических наук. Индекс Хирша 2. Scopus ID 57191412856, ORCID ID 0000-0002-3050-1688, https://www.scopus.com/authid/detail.uri?origin=resultslist&authorId=57191412856&zone=

 Шмидт Мария Александровна, старший научный сотрудник, магистр педагогических наук. Индекс Хирша 1. Scopus ID 57211470442, ORCID ID 0000-0002-7048-6267https://www.scopus.com/authid/detail.uri?origin=resultslist&authorId=57211470442&zone=

 Беделбаева Асель Ериковна, старший научный сотрудник, магистр. Индекс Хирша 4. Scopus ID 56127515900, ORCID ID 0000-0002-0747-0799, https://www.scopus.com/authid/detail.uri?origin=resultslist&authorId=56127515900&zone=

 Нұрмуханқызы Дания, научный сотрудник, доктор философии (PhD). Индекс Хирша 4. Scopus ID 56677820100, ORCID ID 0000-0003-3817-1975https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=56677820100

Ахмедиева Кульмария Нуртаевна, младший научный сотрудник, докторант образовательной программы «Специальная педагогика». Индекс Хирша 1. Scopus ID 57210988983. https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57210988983

 

 Список публикаций членов исследовательской группы по направлению темы проекта:

  1. Stambekova, A., Shmidt M., Kydyrbaeva, G. (соавторы — Galieva, A., Yerzhanova, G., Issabayeva, Z.), 2021. Opinions of disabled university students on the distance education process // World Journal on Educational Technology: Current Issues. 13(4), 1124- 1136. DOI: https://doi.org/10.18844/wjet.v13i4.6313 (CiteScore 2020 – 1.4, процентиль по Scopus «Social Sciences: Education» – 51). https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57214246629
  2. Стамбекова А. С., Шмидт М. А. (соавтор — Ержанова Г. Ж.). Барьеры доступа к высшему образованию для лиц с особыми образовательными потребностями // Вестник КазНПУ им. Абая, «Педагогические науки». — 2021. — Т.70. — №2. — С.75–85. DOI: https://doi.org/10.51889/2021-2.1728-5496.09 // https://bulletin-pedagogy.kaznpu.kz/index.php/ped/article/view/348/522
  3. Akhmediyeva K.N. (соавторы — Mamekova A.T., Naubaeva K.T., Toxanbayeva N.K., Ongarbayeva S.S.). A meta-analysis on the impact of gamification over students’ motivation //
    Journal of Intellectual Disability — Diagnosis and Treatment, 2021. Т.9. — № 4. — С. 417-422. DOI: https://doi.org/10.6000/2292-2598 (CiteScore 2020 – 1.0, процентиль по Scopus «Psychology: Developmental and Educational Psychology» – 25). https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57210988983
  4. Shmidt, M. (соавторы — Ussenova, A.Malakhova, I., Tuliepova, S.Tynyskhanova, A.). Conceptual framework of the model of forming interethnic tolerance in the multicultural environment of the university // International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education, 2020, 8(2), стр. 15-26. DOI:5937/JCRSEE2002015U https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57211470442
  5. Калдияров Д.А., Кыдырбаева Г.Т., Беделбаева А.Е. Применение дистанционных технологий в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья. Современное состояние и перспективы развития науки и образования. Сборник научных трудов по материалам XXIII Международной научно-практической конференции. – Анапа: Издательство «НИЦ ЭСП» в ЮФО, 2021. — С.23-27 // https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46408018
  6. Беделбаева А.Е., Кыдырбаева Г.Т. Развитие инклюзивного образования в Республике Казахстан как одно из приоритетных направлений государственной политики. III Всероссийская методико-практическая конференция. Петрозаводск: «Новая наука», 2021. – С. 8-13. https://elibrary.ru/ip_restricted.asp?rpage=https%3A%2F%2Felibrary%2Eru%2Fitem%2Easp%3Fid%3D46124721
  7. Stambekova A.S. (соавторы — Sartayeva N.T., Kenesbaev S.M., Uaidullakyzy E., Nurzhanova S.A., Zhailauova M.K.). Possibilities of the subject information and communication technologies’ in accustoming primary school students to research activities // International Journal of Interactive Mobile Technologies. — 2018. — Т.12. — № 6. — С.35-46. DOI: 3991/ijim.v12i6.9622 (CiteScore 2017 – 0.8, процентиль по Scopus – 25). https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57214246629
  8. Шмидт М.А. (соавторы — Усенова А.К., Тулепова С.И.). Педагогические условия формирования межэтнической толерантности молодежи в поликультурной образовательной среде. Modern Science (РИНЦ). — — № 10-1. — С. 308-311. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41177827
  9. Авторское свидетельство № 16980 от «27» апреля 2021 года на программу для ЭВМ «Довузовская подготовка в системе инклюзивного высшего образования». Жакипбекова С.С., Калдияров Д.А., Стамбекова А.С., Шмидт М.А., Кыдырбаева Г.Т., Беделбаева А.Е., Ержанова Г.Ж.
  10. Авторское свидетельство № 25300 от «20» апреля 2022 года на программу для ЭВМ «Использование электронного комплекса в развитии самостоятельной деятельности обучающихся». Автор — Кыдырбаева Г.Т.

 Научные стажировки и повышение квалификации руководителя и исполнителей в рамках выполнения проекта

  1. Жакипбекова С.С. Inclusive
vocational
education:
modern
 Международная онлайн-стажировка. Образовательная онлайн платформа SKLAD. International
Center
for
Educational
Technologies (ICET). Сроки прохождения: 09.12.2022-02.01.2023. Результат – Сертификат, 72 часа.
  2. Калдияров Д.А. Inclusive
vocational
education:
modern
 Международная онлайн-стажировка. Образовательная онлайн платформа SKLAD. International
Center
for
Educational
Technologies (ICET). Сроки прохождения: 09.12.2022-02.01.2023. Результат – Сертификат, 72 часа.
  3. Стамбекова А.С. Inclusive
vocational
education:
modern
 Международная онлайн-стажировка. Образовательная онлайн платформа SKLAD. International
Center
for
Educational
Technologies (ICET). Сроки прохождения: 09.12.2022-02.01.2023. Результат – Сертификат, 72 часа.
  4. Кыдырбаева Г.Т. Inclusive
vocational
education:
modern
 Международная онлайн-стажировка. Образовательная онлайн платформа SKLAD. International
Center
for
Educational
Technologies (ICET). Сроки прохождения: 09.12.2022-02.01.2023. Результат – Сертификат, 72 часа.
  5. Шмидт М.А. Inclusive
vocational
education:
modern
 Международная онлайн-стажировка. Образовательная онлайн платформа SKLAD. International
Center
for
Educational
Technologies (ICET). Сроки прохождения: 09.12.2022-02.01.2023. Результат – Сертификат, 72 часа.
  6. Беделбаева А.Е. Inclusive
vocational
education:
modern
 Международная онлайн-стажировка. Образовательная онлайн платформа SKLAD. International
Center
for
Educational
Technologies (ICET). Сроки прохождения: 09.12.2022-02.01.2023. Результат – Сертификат, 72 часа.
  7. Нұрмуханқызы Д. Inclusive
vocational
education:
modern
 Международная онлайн-стажировка. Образовательная онлайн платформа SKLAD. International
Center
for
Educational
Technologies (ICET). Сроки прохождения: 09.12.2022-02.01.2023. Результат – Сертификат, 72 часа.
  8. Ахмедиева К.Н. Inclusive
vocational
education:
modern
 Международная онлайн-стажировка. Образовательная онлайн платформа SKLAD. International
Center
for
Educational
Technologies (ICET). Сроки прохождения: 09.12.2022-02.01.2023. Результат – Сертификат, 72 часа.