AP19676696 Разработка методики формирования и развития у школьников математической грамотности в контексте исследований PISA

О НАУЧНОМ ПРОЕКТЕ::

  • Название проекта:

    Разработка методики формирования и развития у школьников математической грамотности в контексте исследований PISA  

  • Цель проекта:

    Разработка методических основ обучения школьников решению практико-ориентированных задач, формирование и развитие их мыслительных навыков в контексте исследований PISA. 

  • Задачи:

— проведение содержательного анализа научно-исследовательских работ в рамках программной концепции ОЭСР (Организация Экономического Сотрудничества и Развития) «Будущее образования и навыков: образование 2030»;

— проведение сравнительного анализа опыта работ учителей математики в рамках формирования и развития математической грамотности у школьников;

— проведение содержательного анализа учебников по математике в контексте формирования и развития математической грамотности у школьников;

— проведение экспериментального исследования с целью выявления возникающих проблем при обучении школьников решению практико-ориентированных задач в контексте программной концепции PISA-2021;

— установление типа практико-ориентированной задачи в соответствии мыслительной деятельности, сформулированной в программной концепции PISA-2021;

— выявления признаков сформированности математической грамотности школьников в контексте программной концепции PISA-2021;

— разработка метода редукции практико-ориентированных задач к оценочно-обучающим заданиям в контексте экзаменационных заданий PISA;

— разработка оценочно-обучающих задач и заданий различного типа в соответствии с формируемыми мыслительными навыками 21 века;

— выбор (или разработка, или модификация) инновационного метода обучения школьников решению практико-ориентированных задач в контексте программной концепции PISA – 2021;

— разработка методики педагогического измерения результатов обучения школьников решению оценочных заданий PISA в рамках критериального оценивания учебных достижений учащихся;

— обучение учителей математики методам обучения школьников решению математических задач и заданий в контексте программной концепции PISA-2021

— проведение экспериментальной работы по определению эффективности разработанной методики обучения 15 летних школьников решению заданий PISA;

— математическая обработка результатов экспериментального исследования;

— обобщение результатов экспериментального исследования, выработка выводов и рекомендации.  

  • Идея проекта:

    Школьники Республики Казахстан с 2009 года постоянно принимают участия в международной оценке знаний и навыков по программе PISA. Результаты этих экзаменов выявили проблему развития математической грамотности у школьников РК. Недостаточная разработанность подходов решения данной проблемы обусловила выбор темы научно-исследовательского проекта: «Разработка методики формирования и развития у школьников математической грамотности в контексте исследований PISA».

  • Ожидаемые результаты:

В результате реализации проекта будет разработана методика обучения школьников решению заданий PISA по математике. Будет разработана методика педагогического измерения результатов обучения школьников решению оценочных заданий PISA в рамках критериального оценивания учебных достижений учащихся. Будут описаны результаты педагогического эксперимента по определению эффективности методики обучения школьников решению заданий PISA по математике.

Будут опубликованы:

— не менее 1 (одной) статьи или обзора в рецензируемом научном издании, индексируемом в Social Science Citation Index, Arts and Humanities Citation Index и (или) базы Web of Science и (или) имеющем процентиль по CiteScore в базе Scopus не менее 35 (тридцати пяти);

— а также не менее 2 (двух) статей и (или) обзоров в рецензируемых зарубежных и (или) отечественных изданиях, рекомендованных КОКСНВО;

— либо не менее 1 (одной) статьи или обзора в рецензируемом научном издании, индексируемом в Social Science Citation Index и входящем в 1 (первый) или 2 (второй) квартиль по импакт-фактору в базе Web of Science и (или) имеющем процентиль по CiteScore в базе Scopus не менее 65 (шестидесяти пяти);

— либо не менее 2 (двух) статей и (или) обзоров в рецензируемых научных изданиях, индексируемых в Arts and Humanities Citation Index базы Web of Science.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

— по результатам исследования будет разработана методика обучения 15 летних школьников решению заданий PISA;

— будут сформулированы теоретические основы формирования и развития математической грамотности у школьников.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

— полученные новые знания будут способствовать повышению профессиональной квалификации учителей, будущих учителей математики, росту научного потенциала ППС вуза;

— по результатам исследования будут разработаны практико-ориентированные задачи, оценочно-обучающие задания к этим задачам в контексте программной концепции PISA-2021.

— полученные результаты исследования могут быть использованы учителями математики в процессе обучения школьников решению практико-ориентированных задач в контексте программной концепции PISA-2021.