BR24993150 Организация психолого-педагогической поддержки предпрофильной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями

О научной программе

  • Цель программы:

            Разработка механизмов психологической поддержки обучающихся с ограниченными возможностями в процессе предпрофильной подготовки, способствующей их адаптации и социализации в обществе.

  • Задачи:
  1. Теоретический анализ литературных источников по проблеме социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями в процессе их предпрофильной подготовки.
  2. Создание информационно-аналитической базы данных о молодежи с ограниченными возможностями.
  3. Изучение текущего состояния процессов включения в общеобразовательный процесс и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями.
  4. Анализ материалов нормативного правового регулирования предпрофильной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями в условиях специального и инклюзивного образования с целью формирования у них трудовых навыков.
  5. Разработка Проекта Классификатора специальностей для обучающихся с ограниченными возможностями с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей.
  6. Разработка и апробация Проекта учебных программ по трудовой подготовке обучающихся с ограниченными возможностями с учетом вызовов современного общества и спроса рынка труда.
  7. Разработка и апробация Модели предпрофильной подготовки обучающихся с нарушениями интеллекта в условиях специальной и общеобразовательной школ с целью формирования у них трудовых навыков
  • Идея программы:

            Идея программы заключается в формировании новых гуманистических ценностей общества, основанных на принципах толерантности, реализации процессов социокулькультурного включения и адаптирования лиц с ОВ через разработку механизмов психолого-педагогической поддержки обучающихся с ОВ в процессе их предпрофильной подготовки. Среди проблем в сфере образования и отраслях экономики Республики Казахстан особую актуальность имеют вопросы адаптации и социализации лиц с ограниченными возможностями в рыночной среде и обеспечение их финансово-экономической самостоятельности.

  • Ожидаемые результаты:

           — проведен цикл научно-практических мероприятий (круглый стол, семинар, конференция) с целью апробации результатов исследования с публикацией сборников материалов;

— внесен проект учебных программ по трудовой подготовке обучающихся с ограниченными возможностями в Министерство просвещения РК для утверждения и дальнейшего внедрения в практику;

— апробированная Модель предпрофильной подготовки обучающихся с нарушениями интеллекта в условиях специальной и общеобразовательной школ с целью формирования у них трудовых навыков;

— публикация материалов в средствах массовой информации по вопросам социальной адаптации обучающихся с ОВ;

— внесены изменения и дополнения в нормативные правовые акты в части регулирования предпрофильной подготовки обучающихся с ограниченными возможностями в условиях специального и инклюзивного образования с целью формирования у них трудовых навыков;

— предложения в Министерство просвещения по обучению детей с нарушениями интеллекта в условиях специальной и общеобразовательной школ;

— предложения по внесению изменений в Классификатор ТиПО для обучающихся с ограниченными возможностями с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей;

— перечень специальностей ТиПО для обучающихся с ограниченными возможностями с учетом их возможностей и особых образовательных потребностей.

Реализация программы должна создать научно обоснованную информационную базу для:

– систематизации материала о нормативном правовом регулировании обучения лиц с ОВ;

— внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты Республики Казахстан по вопросам доступности образования, возможности получения профессии лицами с ограниченными возможностями в соответствии с их возможностями и потребностями;

— дальнейшего изучения проблем включения в общеобразовательный процесс и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями;

– определения актуальных направлений работы с обучающимися с ограниченными возможностями;

— выработки инновационных стратегий предпрофильной подготовки и социально-психологической адаптации обучающихся с ограниченными возможностями в обществе;

— создания информационно-аналитической базы о молодежи с ограниченными возможностям.

По результатам программы опубликованы:

— 6 статей в в рецензируемых научных изданиях, имеющих процентиль по CiteScore в базе Scopus не менее 25(двадцати пяти);

— 8 статей в журналах, рекомендованных КОКНВО;

— монография, рекомендованная ученым советом организации заявителя;

— учебное пособие в казахстанском издательстве, рекомендованное ученым советом и организации заявителя;

— 2 авторских свидетельства, зарегистрированных в Национальном Институте интеллектуальной собственности Республики Казахстан.

Конечный результат:

Все теоретические выводы и практические результаты данной программы станут научно-методологической основой для совершенствования нормативной правовой базы в сфере обеспечения прав всех детей на качественное образование, с учетом их особых потребностей и индивидуальных возможностей, разработки и принятия решений в сфере науки, специального образования и социального обеспечения, направленных на развитие социальной мобильности молодежи и человеческого капитала.