Организация и сопровождение образовательного процесса лиц с особыми образовательными потребностями в условиях модернизации высшего образования

    Актуальность: В условиях современного развития инклюзивного высшего образования в Республике Казахстан, возникла необходимость переосмысления подходов к организации образовательного процесса лиц с особыми образовательными потребностями (далее — ООП). Отсутствие целостного видения реализации и координации инклюзивных процессов в высших учебных заведениях Республики Казахстан является причиной возникновения ряда острых проблем, таких как: низкий уровень доступности высшего образования для лиц с особыми образовательными потребностями, отсутствие комплексного сопровождения образовательного процесса и пробелы в адаптации образовательных программ к индивидуальным особенностям обучающихся, недостаточная готовность профессорско-преподавательского состава к реализации принципов инклюзивного обучения.

Цель проекта: Разработка и апробация механизма комплексной организации и сопровождения образовательного процесса лиц с особыми образовательными потребностями в концепте инклюзивной культуры вуза.

Ожидаемые результаты:

  1. Будут определены теоретико-методологические основы организации и сопровождения образовательного процесса лиц с ООП в вузе.

1.1 Будет выявлено текущее состояние организации работы по сопровождению обучения лиц с ООП в вузе для выявления механизмов сопровождения.

1.2 Будут выявлены эффективные практики для разработки и теоретического обоснования механизма комплексного сопровождения образовательного процесса лиц с ООП в вузе. Будет выпущена статья в материалах международной научно-практической конференции. Будет подготовлена и подана статья в научные издания, рекомендуемых КОКСНВО.

  1. Выявить направления организации и сопровождения образовательного процесса лиц с ООП в вузе.

2.1 Определение структуры инклюзивной образовательной среды на основе концепта инклюзивной культуры вуза в широком понимании «инклюзивного образования».

2.2 Повышение инклюзивной культуры субъектов образовательного процесса в вузе.

2.3 Разработка механизма комплексной организации и сопровождения, программы психолого-педагогического сопровождения лиц с ООП в вузе, привлечение волонтеров к работе по сопровождению образовательного процесса лиц с ООП.

  1. Разработать методическое обеспечение механизма комплексной организации и сопровождения образовательного процесса лиц с ООП.

3.1 Разработка электронного учебно-методического обеспечения для сопровождения образовательного процесса лиц с ООП.

3.2 Разработка элективных специальных курсов,  дополнительных образовательных программ (Minor), массовых открытых онлайн курсов для обучающихся с ООП, повышающих их профессиональную компетентность.

  1. Апробация механизма комплексной организации и сопровождения образовательного процесса лиц с ООП.

4.1 Внедрение элективных специальных курсов, дополнительных образовательных программ (Minor), массовых открытых онлайн курсов.

4.2 Внедрение программы психолого-педагогического сопровождения лиц с ООП, активизация деятельности волонтерского движения по сопровождению образовательного процесса лиц с ООП и «Ассоциации лиц с ООП» на базе вуза.

Достигнутые результаты:

  1. Были изучены труды отечественных и зарубежных ученых по исследуемой проблематике. В результате были определены теоретико-методологические основы организации и сопровождения образовательного процесса лиц с ООП в вузе.

1.1 Проведен анализ психолого-педагогической литературы и  адаптированности образовательных программ для лиц с ООП. Изучена нормативно-правовая база инклюзивных процессов в вузе. Определено текущее состояние организации работы по сопровождению обучения лиц с ООП в вузе для выявления механизмов сопровождения.

1.2 Изучен зарубежный и отечественный опыт организации и сопровождения лиц с ООП, проведен сравнительный анализ реализации инклюзивного обучения в вузах РК и зарубежных вузах. Проанализированы инклюзивные практики, применяемые высшими учебными заведениями Республики Казахстан, стран СНГ, Европейского Союза, Восточной и Южной Азии, Северной и Южной Америки, Австралии. Выявлены эффективные практики для разработки и теоретического обоснования механизма комплексного сопровождения образовательного процесса лиц с ООП в вузе. Опубликованы статьи в материалах международных научно-практических конференций:  

1) Кыдырбаева Г.Т., Беделбаева А.Е., Шмидт М.А. Реализация сопровождения учебного процесса лиц с особыми образовательными потребностями // Перспективы развития современных социальноэкономических процессов. Сборник научных трудов по материалам XXXIII Международной научно-практической конференции (г.-к. Анапа, 21 октября 2022 г.). – Анапа: Изд-во «НИЦ ЭСП» в ЮФО, 2022. С. 26-32.

2) Ахмедиева К.Н., Кыдырбаева Г.Т., Шмидт М.А. Инклюзивті білім берудің теориялық мәселелері // Профессор Г.Ж. Меңлібекованың 60 жылдығына арналған «Қазіргі заманғы тұлға мен қоғамның психологиялық дайындығын дамытудың мәселелері мен перспективалары» халықаралық ғылыми-практикалық конференция. Астана, 2022 ж., С. 388-391.

3) Жакипбекова С.С., Кыдырбаева Г.Т., Беделбаева А.Е. Особенности организации и сопровождения образовательного процесса лиц с особыми образовательными потребностями в ВУЗе. VIII Международная научно-практическая конференция: «Современные тенденции развития науки и мирового сообщества». (г.-к. Анапа, 3 ноября 2022 г.). – Анапа: Изд-во «НИЦ ЭСП» в ЮФО, 2022.  С. 47-51.

Опубликована статья в научном издании, рекомендуемом КОКСНВО:

1) Беделбаева А.Е., Калдияров Д.А., Жакипбекова С.С., Кыдырбаева Г.Т. Физическое воспитание обучающихся с особыми образовательными потребностями в высшей школе. Теория и методика физической культуры. Казахская академия спорта и туризма. Алматы, 2022. -№4. –С. 77-82. DOI:  10.48114/2306-5540_2022_4_77 // http://46.34.130.122/index.php/tmfk/article/view/254/108