AP08053050 – Формирование лингвоэкологической модели образования в Республике Казахстан: теория и практика
Краткая информация о проекте
Наименование проекта: AP08053050 – Формирование лингвоэкологической модели образования в Республике Казахстан: теория и практика (продолжительность проекта 2020-2022 гг.)
Реферат: В последнее десятилетие ХХ века началось новый уровень эволюции образования – ноосферное образование. Ее главная цель – интеграция лучшего мирового и отечественного психолого-педагогического опыта современной эпохи и создание системы образования, способной противостоять вызовам XXI века. Он предусматривает соответствие воспитания и подготовки молодого поколения общепризнанным законам мира, нацелен на то, чтобы результат образования был направлен на сохранение мировой природной среды, а так же сохранение физического, психического здоровья студентов. Лингвоэкология рассматривает двустороннюю деятельность языка: правильное использование слов сохраняет как и язык, так и здоровье человека, а злоупотребление словами нарушает язык и здоровье человека. С учетом того, что основным средством учителя является язык, для будущих специалистов важно усвоить экологию педагогического общения, уметь использовать его в правильном направлении. Экология языка учит создавать отношения с соблюдением условий экологичности. В этом контексте лингвоэкология способствует формированию у молодого поколения чувства ответственности за будущее языка и заботы о языковой среде. Потому что поддержание здоровой языковой среды зависит от лингвоэкологической компетентности языковых лиц, составляющих общество. На сегодняшний день интеграционные процессы, происходящие во всех сферах жизнедеятельности человека, охватили политическую, экономическую, культурную и образовательную сферы. Целенаправленность на подготовку конкурентоспособного специалиста казахстанского общества и формирование их как полиязычной личности, противоречие между тем, что трехъязычное обучение является приоритетным направлением на всех уровнях образования и отсутствием системы полиязычного образования, основанной на принципах языковой экологии, свидетельствует о важности лингвоэкологического образования. В условиях полиязычного образования недостаточно только владеть казахским языком, к нему важно сформировать ценностное отношение, передать его из поколения в поколение в «чистом» виде. Следовательно, создание лингвоэкологической модели образования вызвано спросом сегодняшнего дня. Хотя в казахском языкознании проведены исследования по теории экологии языка, его педагогический аспект не был отдельным объектом исследования, и до сих пор проблема педагогического риска в лингвоэкологическом образовании и воспитании студентов не решена в научном и методическом плане. Предварительно проведенные исследования, касающиеся речевой деятельности молодежи в виртуальной коммуникации отношении, показали необходимость проведения комплексной работы в образовании для обеспечения благополучия языковой среды. Это свидетельствует о том, что создание эффективного механизма внедрения результатов лингвоэкологических исследований в систему образования – перспективное направление для научного поиска.
Цель проекта: Разработка модели лингвоэкологического образования путем определения лингвоэкологических проблем, разработка методики формирования лингвоэкологической компетентности студентов.
Актуальность проекта:
Духовное развитие, совершенство казахского общества неразрывно связано с мощью и потенциалом его языка. Принимая во внимание тот факт, что национально-культурный код казахского народа, в первую очередь, связан с языком, духовное возрождение должно начинаться с модернизации идеи «сохранения языка», завещанной нашими предками. Это тесно связано с приоритетными задачами проблем лингвоэкологии.
Изучение экологии языка является гарантом сохранения его жизнеспособности. Так как лингвоэкология – это область языкознания, которая во- первых, изучает проблему защиты и сохранения языка, во-вторых, определяет факторы, влияющие на развитие и применение языка, в-третьих, внедряет способы улучшения языковой культуры и языковой коммуникации, а в-четвертых, рассматривает энергетику и созидательную силу слова, его влияние на участников коммуникации.
В ХХІ веке образовательные реформы в мире были направлены на разработку новой модели образования. Новая модель базируется на показателях качества, функциональной грамотности, то есть, приоритетным является умение использовать полученные знания в повседневной жизни. В этом контексте лингвоэкология формирует у подрастающего поколения чувство ответственности за будущее языка, способствует бережному отношению к языковой среде. Сохранение языка, благоприятная языковая среда зависят от лингвоэкологической компетентности языковых личностей, как составляющих общества.
В последнем десятилетии ХХ века начался новый этап в эволюции образования, под названием ноосферное образование. Его главная цель – интегрирование самого лучшего мирового и отечественного педагогико-психологического опыта и разработка системы образования, способной противостоять вызовам ХХІ века. Данная система базируется на сохранении общечеловеческих ценностей в образовании и воспитании подрастающего поколения, направленности результатов обучения на сохранение мировой природной среды, физического и психического здоровья студентов. Лингвоэкология рассматривает две функции языка: правильное использование слова способствует сохранению и языка, и здоровья человека, а неправильное использование губит и язык, и здоровье человека. Так как, главным орудием преподавателя является его язык, будущим педагогам необходимо изучать экологию педагогической коммуникации, правильного применения могущества слова.
На сегодняшний день процессы интеграции охватывают политическую, экономическую, культурную и образовательную сферу человеческой жизнедеятельности. Целью казахского общества при подготовке конкурентоспособного специалиста является формирование полиязычной личности. Приоритетным направлением является внедрение трехязычного образования, которое обуславливает важность лингвоэкологического образования, основанного на принципах языковой экологии. В условиях полиязычного образования нельзя ограничиваться освоением одного казахского языка, важно формировать аксиологическое (ценностное) отношение к языку, сохранить будущим поколениям «в чистом» виде. Таким образом, актуальной проблемой нынешнего времени является разработка методической основы преподавания языковой экологии.
Так как в казахской лингвистике не были проведены исследования по теории языковой экологии, его педагогический аспект не был отдельным объектом исследования. В этой связи актуальность проекта определяют следующие ключевые моменты:
— для осуществления духовного возрождения, необходимо возродить идею «сохранения языка», которая передалась нам от предков;
— низкий уровень социальной языковой среды, кризис в языковой среде студентов;
— отсутствие методических основ лингвоэкологического образования в вузе;
— неразрешенность проблем педагогического риска лингвоэкологического обучения и воспитания студентов в должном научном и методическом уровне;
— необходимость формирования лингвоэкологической компетентности участников педагогического процесса в условиях полиязычного образования.
Ожидаемые результаты:
- Будут классифицированы этапы развития экологии казахского языка и определены направления лингвоэкологических суждений казахской интеллигенции начала ХХ века;
- Будут охарактеризованы экстралингвистические и интралингвистические факторы, способствующие развитию языковой личности молодежи РК в сравнении с другими государствами;
- Будут проведены исследования и сделаны выводы по уровню языковой личности, «чистоте» языковой среды школьников и студентов современных вузов;
- Будут определены педагогические условия, а так же систематизированы эффективные методы и приемы необходимые для лингвоэкологического образования и воспитания;
- Будут даны характеристики структурных компонентов дидактической единицы «лингвоэкологическая компетентность», а так же будет разработана лингвоэкологическая образовательная программа;
- Будет создан учебно-методический комплекс курса «Лингвоэкология» для формирования лингвоэкологической компетентности студентов и учащихся;
- Будут внедрены в образовательный процесс модели педагогической лингвоэкологии, гуманизации педагогической среды, предотвращающей лингвоэкологические угрозы эффективность которой будет проверена и доказана экспериментально.
- Будут опубликованы в республиканских СМИ материалы, определяющие общественную значимость объекта исследования (касательно языковых угроз и языковой экспансии);