4 мая студенты Высшей школы гуманитарных наук Жетысуского университета имени Ильяса Жансугурова отправились в поездку в Кербулакский район Алматинской области. В 21 веке есть много людей, которые говорят, что знают о Чокане, но если спросить о великом человеке, то многие не могут ответить. Поэтому мы стремились познакомиться с научным наследием ученого, познакомиться с художественной и туристической сторонами, изучить, как гражданин в возрасте до тридцати лет становился исследователем. Каждый раз, когда наш наставник рассказывает об этой поездке, он спрашивает: «Почему нынешнюю молодежь не интересует феномен шока?», меня часто беспокоит вопрос. Перед поездкой я поискал в Интернете и различных книгах информацию о Чокане и мысленно ответил на этот вопрос. Меня настолько увлекла эта тема, что я с нетерпением ждал нашей поездки в музей тем не менее мне было интересно найти ответы на многие вопросы.
Мы отправились в село Тезек Торе у подножия Алтынемеля, чтобы добраться до места, где лежат кости Чокана. Музей Чокана расположен в 23 км от трассы Талдыкорган-Сарыозек. Прежнее название — Кошентоган, теперь это село Чокан. Расположенный на территории национального заповедника Алтынемель, это красивое место с красивой природой, зеленью весной и тенью осенью. Сам музей Чокан восхитителен, а его внешняя архитектура похожа на открытую книгу. Интерьер музея очень организован, особое впечатление на людей производит расположение юрт, барельефов и экспонатов. Особенно интересна 250-килограммовая карта овечьей шерсти, на которой изображено путешествие Чокана. Он имеет стену площадью 36 квадратных метров и висит в коридоре. Среди экспонатов есть предметы, которыми он пользовался. Это ремни, чашки, ложки, пистолеты и т. д. Остальные копии. В музее можно узнать о социальной, культурной и политической среде, в которой вырос Чокан Валиханов, о том, как он получил образование в кадетском корпусе в Омске, как начал военную службу, как познакомился с русской интеллигенцией, его научном наследии, литературе. , искусство и кино. Скульптура, напоминающая живого человека в музее, показывает часть экспозиции, повествующую о знакомстве Чокана Валиханова с русским писателем Федором Достоевским.
На оборотной стороне стекла изображение Чокана Валиханова и Федора Достоевского, разговаривающих и медитирующих на квартире в Санкт-Петербурге во второй половине XIX века. Следует отметить, что могила казахского созвездия находится в двух километрах от музея. По сведениям историков, Чокан провел последние годы своей жизни в селении Тезек Торе, известного в регионе старшего султана, и женился на его близкой родственнице (некоторые даже называют его дочерью) Айсаре. Когда Чокан умер, он построил гробницу из соломенных кирпичей и написал на табличке: «Знаменитый хан Среднего жуза, потомок Чингисхана Абылайханулы — Уали, сын Уали — Чингиз, сын Чингиса — Чокан», и, наконец, процитировал стихи из Корана на арабском языке. Вероятно, это щедрость Тезека к великому человеку. Через четыре года кладбище было перестроено из жженого кирпича и обнесено соломенной оградой. В комплексе мемориального музея «Алтын Эмель» есть мраморное надгробие, построенное генерал-губернатором Туркестанской области Константином Кауфманом на собственные средства. Говорят, что надгробие строили десять лет и установили в 1881 году. Николай Ивлев, краевед, изучавший историю надгробия, обнаружил, что надпись была написана Леопольдом Ластовским, польским аристократом, сосланным в крепость Верный за участие в польском восстании. Со временем могила Чокана Валиханова была запущена и забыта. В свидетельстве очевидца, опубликованном в газете в 1906 году, говорилось, что в начале кладбища была только земляная ограда, а сама могила была полностью разрушена. Позже неизвестный пытался забрать мраморный камень из головы кладбища, что видно по следам от резца на надгробии. В 1989 году в мемориальном музее «Алтынемель» установлено мраморное надгробие, а на кладбище поставлена копия. Среди экспонатов музея личные вещи семьи Валихановых, такие как медная посуда, мельницы для перца, чайные ложки.
Маржан, сотрудница музея, запомнила знакомые факты, добавила новую и свежую информацию, ответила на самые острые вопросы учеников. Всех будущих журналистов особенно впечатлила подробная история пояса, которым якобы пользовался Чокан, как он попал в музей и кто сохранил наследие ученого. Нашей главной целью было ближе познакомиться с жизнью и научным наследием Чокана. Я считаю своим почетным долгом понять душу молодого ученого, осуществить его мечты, проложить путь к его сердцу, осветить его работу…
Не будет преувеличением сказать, что эта поездка – один из самых трогательных и трогательных моментов в моей жизни. Потому что я считаю, что поездка оказала большое влияние на развитие нашего мышления и личностного развития. Кроме того, он умел пропагандировать и побуждать каждого гражданина любить и уважать патриотизм, культуру, знание истории и судеб исторических деятелей своей страны. Музей – это место артефактов, пропитанных историей. К сожалению, современные музеи становятся все менее популярными, но наша главная задача – привить чувство патриотизма и патриотизма подрастающему поколению, изучая жизнь и творческий путь таких исторических деятелей, как Чокан, и трудности, с которыми они сталкивались в служении народу.
Как комета,
Флаг простоял недолго.
Я видел, знал, сожалел,
Никого не осталось, — говорит великий Абай. Говоря словами великого поэта, «Если смотреть своими глазами…» я решил в заключение сказать, что Чокан своим наследием открыл «окно» нам, движению Алаш, которое оставило каждому высокий дух мысли. поколения казахов. Не секрет, что короткая жизнь Чокана до сих пор тщательно изучается и остается неизведанным миром. Очевидно, что дух изучения истории казахского народа с новой точки зрения, великая генерация духовности, волной поднимет флаг нового Казахстана. Как сказал Габит Мусрепов, выдающийся казахский писатель и мастер черного слова, «Страна с холмом, страна с холмом»…
Макпал Адильхановна, студентка группы ЖК111