Научные школы

Научные школы

Научная школа – это научное сообщество ученых разных статусов и компетенций, формирующееся на основе приверженности теориям, идеям авторитетного руководителя в определенной дисциплине. Это сообщество завоевавшее известность высоким уровнем исследований в конкретной научной области, своей научной репутацией, подготовкой научных кадров высокой квалификации.

Научные школы формируются по двум путям:

  1. Руководитель научной школы выдвигает идеи, теории, которые получают признание среди остальных ученых и учеников научной школы. В этом пути члены научной школы ориентируются на развитии, корректировки идеи, теории, которые выдвинул руководитель.
  2. Идеи и теории объединяют ученых, которые формировались в ходе деятельности научной школы. Хотя идея, теория была выдвинута руководителем научной школы, каждый ученый научной школы принимает собственное, индивидуальное участие в развитии, корректировки идеи, теории. В этом пути идея развертывается, развивается и корректируется совместными усилиями ученых.

Научные школы выполняет все функции научной деятельности: производство знаний в процессе исследований, их распространение и воспроизводство.

Одной из основных функций научной школы является подготовка докторов наук, так же при оценке научной школы учитываются количество подготовленных докторских диссертаций. Диссертационные исследования выполняются в научных обществах, образовавших вполне сложившиеся научные школы, связанные многолетним сотрудничеством и преемственностью в рамках общего научного направления. Руководитель и члены научной школы стремятся сформировать из начинающих исследователей (студентов, магистрантов, докторантов) научных и мировоззренческих единомышленников. Важным показателем работы научной школы является многогранность проводимых исследований каждого члена научной школы.

В научной школе идет взаимодействие не только учителя и учеников, а также тесное взаимодействие между учениками. По этой причине научные школы позволяют осуществлять гонку знаний и разных подходов в исследовательской деятельности.

Научная школа содействует развитию новых идей и теорий в области науки. Для научных школ характерна инициативность, самостоятельность, наличие внутреннего импульса развития, целеустремленность, стойкость убеждений, неудовлетворенность достигнутым, так же характерны исследовательские и педагогические функции.

Одной из важнейших задач научной школы в вузе является подготовка ученых-преподавателей — в этом случае можно говорить не только о научной, но и о научно-педагогической школе.

Научно-педагогическая школа – это сообщество ученых и педагогов, ведущих научные исследования и подготовку кадров высшей квалификации, другими словами это сообщество объединенное общим направлением, функционирующий под руководством руководителя, имеющий в своем составе, докторов наук, молодых ученых, преподавателей. Основными характеристиками являются продуктивная научно-педагогическая деятельность, преемственность поколений, признание научного направления и высокого уровня исследований международной и отечественной научной и педагогической общественностью.

Условиями формирования научно-педагогической школы являются:

— наличие нескольких поколений «учитель-ученик»;

— единый оригинальный исследовательский подход, отличающийся от других, принятых в данной области;

— наличие в вузе докторантуры по тематике научной школы;

— постоянный рост квалификации участников научной школы.