Scientific schools

There are currently 4 scientific schools in Zhetysu University named after I. Zhansugurov. A scientific school is a scientific community of scientists of different statuses and competencies, formed on the basis of adherence to the theories and ideas of an authoritative leader in a particular discipline. This is a community that has gained fame for its high level of research in a specific scientific field, its scientific reputation, and the training of highly qualified scientific personnel.

The scientific schools of our university cover different fields of science and are aimed at studying current problems in the field of science and education, for example, the scientific school «Development of scientific methods of training future teachers and systematization of experience and theory of the history of Kazakh education» under the leadership of Ybyraimzhanov Kalibek Turdygazyly is aimed at studying and creating modern theory and methods of training future teachers, as well as on the development of the historical, practical and theoretical foundations of the Kazakh education system.

The scientific school «Ways of formation of national values among younger schoolchildren» under the leadership of Mailybayeva Gulmira Sabyrovna is aimed at the theoretical study of ways of formation of national values among younger schoolchildren, determining the role of the educational process in the formation of personality.

The scientific school «Development and modification of methods of teaching mathematics to schoolchildren and university students in the context of the OECD program concept» under the leadership of Nurgabyl Duysebek Nurgabyluly and Sabyrkul Makashevna Seitova is developing the conceptual content of secondary mathematical education in the context of the OECD program concept, developing methods of teaching mathematics to schoolchildren.

The scientific school «Tagylym» under the leadership of Imangazinov Muratbek Mubyrakhanovich is aimed at studying the creativity and continuation of the school of Ilyas Zhansugurov.

One of the main functions and an indicator of the work of a scientific school is the training of scientists-teachers. So, under the leadership of Ybyraimzhanov Kalibek Turdygazyly, 6 Ph.D. doctors were trained, 2 Ph.D. doctors were trained under the leadership of Mailybayeva Gulmira Sabyrovna, 3 Ph.D. doctors were trained under the leadership of Seitova Sabyrkul Makashevna and Nurgabyl Duysebek Nurgabyluly, 5 Ph.D. doctors were trained under the leadership of Imangazinov Muratbek Mubyrakhanovich.

Научные школы

Научные школы

Научная школа – это научное сообщество ученых разных статусов и компетенций, формирующееся на основе приверженности теориям, идеям авторитетного руководителя в определенной дисциплине. Это сообщество завоевавшее известность высоким уровнем исследований в конкретной научной области, своей научной репутацией, подготовкой научных кадров высокой квалификации.

Научные школы формируются по двум путям:

  1. Руководитель научной школы выдвигает идеи, теории, которые получают признание среди остальных ученых и учеников научной школы. В этом пути члены научной школы ориентируются на развитии, корректировки идеи, теории, которые выдвинул руководитель.
  2. Идеи и теории объединяют ученых, которые формировались в ходе деятельности научной школы. Хотя идея, теория была выдвинута руководителем научной школы, каждый ученый научной школы принимает собственное, индивидуальное участие в развитии, корректировки идеи, теории. В этом пути идея развертывается, развивается и корректируется совместными усилиями ученых.

Научные школы выполняет все функции научной деятельности: производство знаний в процессе исследований, их распространение и воспроизводство.

Одной из основных функций научной школы является подготовка докторов наук, так же при оценке научной школы учитываются количество подготовленных докторских диссертаций. Диссертационные исследования выполняются в научных обществах, образовавших вполне сложившиеся научные школы, связанные многолетним сотрудничеством и преемственностью в рамках общего научного направления. Руководитель и члены научной школы стремятся сформировать из начинающих исследователей (студентов, магистрантов, докторантов) научных и мировоззренческих единомышленников. Важным показателем работы научной школы является многогранность проводимых исследований каждого члена научной школы.

В научной школе идет взаимодействие не только учителя и учеников, а также тесное взаимодействие между учениками. По этой причине научные школы позволяют осуществлять гонку знаний и разных подходов в исследовательской деятельности.

Научная школа содействует развитию новых идей и теорий в области науки. Для научных школ характерна инициативность, самостоятельность, наличие внутреннего импульса развития, целеустремленность, стойкость убеждений, неудовлетворенность достигнутым, так же характерны исследовательские и педагогические функции.

Одной из важнейших задач научной школы в вузе является подготовка ученых-преподавателей — в этом случае можно говорить не только о научной, но и о научно-педагогической школе.

Научно-педагогическая школа – это сообщество ученых и педагогов, ведущих научные исследования и подготовку кадров высшей квалификации, другими словами это сообщество объединенное общим направлением, функционирующий под руководством руководителя, имеющий в своем составе, докторов наук, молодых ученых, преподавателей. Основными характеристиками являются продуктивная научно-педагогическая деятельность, преемственность поколений, признание научного направления и высокого уровня исследований международной и отечественной научной и педагогической общественностью.

Условиями формирования научно-педагогической школы являются:

– наличие нескольких поколений «учитель-ученик»;

– единый оригинальный исследовательский подход, отличающийся от других, принятых в данной области;

– наличие в вузе докторантуры по тематике научной школы;

– постоянный рост квалификации участников научной школы.