Раздел № 1 календарного плана:
Содержательный анализ научных работ, учебников по математике, опыты учителей математики в контексте программной концепции ОЭСР «Будущее образования и навыков: образование 2030».
Определены уровни готовности учителей математики и будущих учителей математики к обучению школьников решению заданий PISA. Установлена степень разработанности методик обучения школьников решению заданий PISA.
Проведен содержательный анализ научно-исследовательских работ, учебников по математике, опыты учителей математики в контексте программной концепции ОЭСР «Будущее образования и навыков: образование 2030».
Проанализированы экспериментальные данные, которые были включены в содержание подготовляемой статьи «Педагогическое измерение математической грамотности в контексте критериального оценивания достижений учащихся».
Работы по данной задаче будут продолжены.
Раздел № 2 календарного плана:
Проведение экспериментального исследования с целью выявления возникающих проблем при обучении школьников решению практико-ориентированных задач в контексте программной концепции PISA-2021.
Проведен анализ результатов экспериментального исследования, выработаны выводы на основе данных экспериментального исследования.
Математическая обработка выполненных школьниками письменных работ (57 работ) показали, что школьники (89 %) в основном не смогли полноценно решить эти задачи и выявил возникающие проблемы при обучении школьников решению практико-ориентированных задач в контексте программной концепции PISA-2021.
Возникающие проблемы, уровень сформированности математической грамотности школьников непосредственно зависит от сформированности междисциплинарных знаний, трудности задачи, сложности применяемых математических рассуждений, умозаключений, необходимых для решения школьниками поставленной задачи.
Экспериментальные данные, выводы включены в содержание подготовляемой статьи «Формирование и развитие математической грамотности в контексте программной концепции PISA-2021».
Работы по данной задаче будут продолжены
Раздел № 3 календарного плана:
Определение типов практико-ориентированных задач – как объекты мыслительной деятельности, сформулированные в программной концепции PISA-2021
Определены типы практико-ориентированных задач – как объекты мыслительной деятельности.
Теоретическое исследование, анализ экспериментальных данных позволили выделить типы практико-ориентированных задач.
Исследование показало, что решение проблемных задач потребует применения следующих основных мыслительных навыков:
— выявляют нужную для решения данной задачи информацию;
— систематизируют выявленную информацию, оформляют ее в виде текста, формулы, графика, таблицы, т.е. свои синтезированные мысли представляют в виде математической модели, описывающей проблемную ситуацию;
— применяют математическое рассуждение для решения математической модели.
— интерпретируют найденное решение в контексте явления проблемной задачи;
— исследуют, оценивают, обобщают результаты решения задачи, особые проявления заданной ситуации.
По полученным результатам исследования подготовлены 2 научные статьи для публикации в журналах баз Scopus и Web of Science:
1) «Formation and development of mathematical literacy in the context of evaluative – study tasks of PISA»;
2) «Teaching students in the compilation of differential models, interdisciplinary knowledge within the framework of the course project».
Работы по данной задаче будут продолжены.
Раздел № 4 календарного плана:
Выявления признаков сформированности математической грамотности школьников в контексте программной концепции PISA-2021
Определены признаки сформированности математической грамотности школьников в контексте программной концепции PISA-2021.
Исходя из определения математической грамотности, выявлены основные признаки сформированности математической грамотности школьников в контексте программной концепции PISA-2021.
Анализ основных признаков, этапы решения практико-ориентированных задач PISA позволил выявить покомпонентные признаки математической грамотности.
Исследованием установлены, что в курсе школьной математики почти не рассматриваются задачи на принятие решений, а в курсе школьной геометрии почти не рассматриваются практико-ориентированные задачи, использующие междисциплинарные знания.
В связи с этим, были разработаны проблемно-ориентированные задачи, способствующие формированию и развитию математической грамотности, математического рассуждения, умений принимать решения.
1)Некоторые результаты этих исследований были опубликованы в рецензируемых научных изданиях, имеющем процентиль по CiteScore в базе Scopus:
— Статья Duisebek Nurgabyl, Nazgul Zhailaubaeva, Gulsim Abdoldinova, Zhetkerbai Kaidassov «Teaching students in the compilation of differential models, interdisciplinary knowledge within the framework of the course project» опубликована в журнале «Asian Journal of University Education» входящий в БД Scopus: 69 %, Q2;
— Статья Duisebek Nurgabyl, Aspet Kagazbayeva, Baktiyar Satkulov «Formation and development of mathematical literacy in the context of evaluative– study tasks of PISA» опубликована в журнале «Journal on Mathematics Education» в БД Scopus: 93%, Q1.
2) Полученные результаты были апробированы в научно-методических семинарах Жетсуского университета им.И. Жансугурова, Актюбинского регионального университета им. К Жубанова, Университета имени Сулеймана Демиреля и в ХX Международной научно-практической конференции «GLOBAL SCIENCE AND INNOVATIONS 2023: CENTRAL ASIA», которая состоялось 20 сентября 2023 года в городе Астана, Казахстан.
Научный руководитель, д.ф.-м.н., профессор — Нургабыл Д.