AP08857092 Организация довузовской подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзивного высшего образования.

Краткая информация о проекте 

Наименование проекта:     AP08857092 Организация довузовской подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзивного высшего образования. (продолжительность проекта 27 мес., 2020-2022 г.г.)

Реферат:

Гипотеза проекта: если спроектировать и научно обосновать модель довузовской подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья; разработать образовательно-реабилитационные программы; программы психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения; дистанционные курсы и внедрить в образовательно-реабилитационный процесс довузовской подготовки, то количество абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья, сделавших правильный профессиональный выбор и поступивших в ВУЗ увеличится, потому что будут обеспечены условия функционирования эффективной системы довузовской подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Цель проекта: 

разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить систему довузовской подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья, направленную на развитие профессионально значимых способностей, повышение учебной мотивации и формирование адаптации к условиям обучения в ВУЗе.

Актуальность проекта:

Приоритетным направлением государственной политики Республики Казахстан остается развитие инклюзивности высшего образования и повышение его доступности для лиц с ОВЗ. Решению этих задач способствует довузовская подготовка,  которая является важным этапом на пути к осознанному получению высшего образования и профессии. Однако, имеется ряд нерешенных проблем: четко не определены принципы и цели довузовской подготовки, не выявлены оптимальные методы и средства обучения для лиц с ОВЗ, недостаточно разработаны теоретические и практические пути ее организации в системе инклюзивного высшего образования.

Ожидаемые результаты: 

1) Область применения исследования – подготовительные курсы ВУЗов. Целевыми  потребителями каждого из ожидаемых результатов являются абитуриенты с ограниченными возможностями здоровья, преподаватели подготовительных курсов в ВУЗе.

2) Эффективное внедрение результатов проекта окажет положительное влияние на развитие программы адаптации и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья и развитие инклюзивного образования в РК.

3) Полученные результаты вызовут интерес ВУЗов, которые хотят организовать довузовскую подготовку лиц с ограниченными возможностями здоровья.

4) Социальный эффект результатов проекта проявляется прежде всего в возможности получения качественно высшего образования для лиц с ОВЗ путем правильного выбора будущей профессии. Лица с ОВЗ будут востребованными на рынке труда. Образование в вузе дает экономическую независимость, способствуя повышению социального статуса студента с ограниченными возможностями здоровья, превращая его из пассивного потребителя социальных услуг в активного и квалифицированного гражданина общества, имеющие равные права наряду со всеми.

5) Будут разработаны модель, реабилитационно-образовательные программы довузовской подготовки, дистанционные курсы для лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптированные электронные учебно-методических комплексы, видео и аудио лекции, вебинары, дидактические материалы, специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования.

Достигнутые результаты:

спроектирована и научно обоснована модель организации эффективной довузовской подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья, направленная на развитие профессионально значимых способностей, повышение учебной мотивации и формирование адаптации к условиям обучения в ВУЗе,

— выявлены психолого-педагогических условия организации эффективной довузовской подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья: oсoзнaние абитуриентами знaчимoсти получения высшего образования, создание материально-технической базы для организации довузовской подготовки лиц с ограниченными возможностями, разработка научно-методического обеспечения для организации довузовской подготовки лиц с ограниченными возможностями, организация дистанционных курсов для лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзивного высшего образования,

— выявлены критерии готовности к обучению лиц с ограниченными возможностями здоровья в вузе: психологический (мотивационный, интеллектуальный, эмоционально-волевой), предметный, наличие знаний, умения и навыков по предметам для поступления в вуз, подготовленность по профильным предметам, информационно-деятельностный (информированность о будущей профессии, правил поступления в вуз, владение знаниями о кредитной технологии, компьютерной грамотностью, умение выполнять учебно-познавательную деятельность, самостоятельную работу), социально-коммуникативный (способность находить общий язык с другими обучающимися и преподавателями, умение наладить конструктивное взаимодействие с партнерами по общению,  умения адаптироваться к изменяющимися условиям среды, усвоение социальной роли),

— определены лица с ограниченными возможностями здоровья, которые могут проходить довузовскую подготовку на базе ЖУ имени И. Жансугурова. Это — дети с слабослышащие, слабовидящие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата с охранным интеллектом, с нарушениями  речи, с кохлеарным имплантом

— открыта группа довузовской подготовки на базе факультета дистанционного образования Жетысуского университета имени Ильяса Жансугурова

Научный руководитель проекта: 

Жакипбекова Сауле Сотиялдиновна — доктор философии (PhD), и.о.ассоциированного профессора. Опубликовано более 50 научных работ, из них 4 публикации – в базах данных Web of Science-1, Scopus -3. Индекс Хирша –1.  .

Scopus ID 57200068774.

Ссылка на профиль https://www.scopus.com/authid/detail.uri?origin=resultslist&authorId=57200068774&zone

Web of science

Ссылка на профиль https://app.webofknowledge.com/author/record/19809908?lang=ru_RU&SID=E1oSzChWdp5qKb4KS5V

ORCID 0000-0001-6377-3711. Ссылка на профиль https://orcid.org/0000-0001-6837-594X

Члены исследовательской группы: 

 Калдияров Данияр Алтаевич, главный научный сотрудник, доктор экономических наук. Опубликовано более 150 научных работ, в том числе 13 монографий; 6 учебных пособий, рекомендованных РУМС РК; 5 учебных пособий, рекомендованных Ученым Советом вуза; 2 учебно-методических пособия; 3 электронных учебных пособия и авторские свидетельства на них; 10 статей, входящих в базу данных Scopus. Индекс Хирша – 6. Scopus ID 57214246629, ORCID ID 0000-0002-0181-2962, https://www.scopus.com/authid/detail.uri?origin=resultslist&authorId=56127906700&zone

Стамбекова Асель Серкебаевна, ведущий научный сотрудник, кандидат педагогических наук. Опубликовано более 60 научных работ, в том числе 1 публикация включена в базу данных Web of Science; 4 статьи, входящих в базу данных Scopus; 4 методических пособия МОН РК; 2 учебных пособия, рекомендованных РУМС; 1 монография; 1 терминологический словарь; 10 учебно-методических пособий, 10 статей в журналах, рекомендованных КОКСОН РК. Индекс Хирша 2. Scopus ID 57214246629, ORCID ID 0000-0002-6869-7401, https://www.scopus.com/authid/detail.uri?origin=resultslist&authorId=57214246629&zone

Кыдырбаева Галия Турыспаевна, ведущий научный сотрудник, кандидат педагогических наук. Опубликовано более 20 научных работ, в том числе 2 статьи, входящих в базу данных Scopus; 4 статьи в журналах, рекомендованных КОКСОН РК; 1 учебно-методическое пособие. Индекс Хирша 1. Scopus ID 57191412856, ORCID ID 0000-0002-3050-1688, https://www.scopus.com/authid/detail.uri?origin=resultslist&authorId=57191412856&zone=

Шмидт Мария Александровна, старший научный сотрудник. Опубликовано более 30 научных работ, в том числе 3 статьи, входящих в базу данных Scopus; 1 статья  Web of Science;. 5 статей в журналах, рекомендованных КОКСОН РК; 4 учебных пособия, 1 учебно-методическое пособие. Индекс Хирша 1. Scopus ID 57211470442, ORCID ID 0000-0002-7048-6267, https://www.scopus.com/authid/detail.uri?origin=resultslist&authorId=57211470442&zone=

Беделбаева Асель Ериковна, старший научный сотрудник, магистр. Опубликовано более 90 научных работ, из них 9 статей, входящих в базу данных Scopus; 2 учебных пособия, рекомендованных РУМС; 9 монографий;  1 курс лекций; 2 методические рекомендации; 1 учебно-методическое пособие, 13 статей в журналах, рекомендованных КОКСОН МОН РК. Индекс Хирша 4. Scopus ID 56127515900, ORCID ID 0000-0002-0747-0799, https://www.scopus.com/authid/detail.uri?origin=resultslist&authorId=56127515900&zone=

Кайкибаева Айнур Сейдахметқызы, младший научный сотрудник. Опубликовано более 10 научных работ, в том числе 1 статья, входящая в базу данных Scopus.  Индекс Хирша 1. Scopus ID 57203995559, ORCID ID 0000-0003-4012-1221, https://www.scopus.com/authid/detail.uri?origin=resultslist&authorId=57203995559&zone=

 Ержанова Гульнур Жарбулгановна, младший научный сотрудник. Опубликовано более 30 научных работ, в том числе 2 статьи, входящих в базу данных Scopus; 8 статей в журналах, рекомендованных КОКСОН РК; 7  учебных пособий, 1 учебно-методическое пособие. Scopus ID 57211477401, ORCID ID 0000-0001-6150-5297, https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57211477401&eid=2-s2.0-85074849030

Найманова Назира Азаматовна, старший лаборант.

 Научные стажировки и повышение квалификации 

  1. 30.10.2017-11.11.2017 Калдияров Д.А. Зарубежная стажировка в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова по программе «Теория организации и организационное поведение», г. Москва
  2. 01.10.2019 – 25.10.2019 Калдияров Д.А. Научная стажировка в Высшей школе управления и инноваций МГУ имени М.В.Ломоносова на тему «Управление современным университетом», г.Москва
  3. 20.02.2016-20.07.2016 – обучение на факультете педагогики Софийского университета имени Святого Климента Охридского (Болгария) по программе Erasmus+ (КА107- Higner education student and staff mobility between Programme and Partner Countries) совместно с научной стажировкой исследуемой теме “Подготовка будущего учителя начальных классов к работе с детьми с ограниченными возможностями”.
  4. 16.04.2018-26.104.2018 Шмидт М.А. Научная стажировка в Омском государственном педагогическом университете на тему «Подготовка дефектологов к работе в школах с инклюзивным обучением детей с особыми образовательными потребностями».
  5. 20.11.2020- 30.11.2020 Все участники проекта прошли курсы повышения квалификации по теме «Модели инклюзивного образования в зарубежных странах» в объеме 72 часа

 Список публикаций и патентов исполнителей проекта за период с 2015 по 2020 г.г. 

  1. Калдияров Д.А., Жакипбекова С.С. Создание инклюзивной образовательной среды в Вузе. Международный научный журнал «Наука и жизнь Казахстана», №5/3 2020, стр. 130-132// https://nauka-zan.kz/
  2. Жакипбекова С.С. «Ақпараттық­коммуникативті технологияларды зерде бұзылыстары бар балалармен жұмыс барысыныда қолдану» Международный научный журнал «Наука и жизнь Казахстана» № 1 (74) 2019 ISSN 2073-333X, 213-215 б.
  3. Жакипбекова С.С., Ибрагимова К.К. «Нормативно­правовое регулирование инклюзивного образования в Казахстане». Международный научный журнал «Наука и жизнь Казахстана» № 1 (74) 2019, 400-402 стр.
  4. Жакипбекова С.С. Педагогические технологии коррекционно-развивающей работы в условиях совместного обучения детей. Научный журнал «Globus» 04.10.2017 г.. 2 часть. ХХIV международная научно-практическая конференция «Достижения и проблемы современной науки» часть ІІ. Санкт-Петербург. Стр.15-19
  5. Lukhmanova G.K., Yerzhanova G.Z., Shmidt M., Alimzhanova Z.M. On the effectiveness of blended learning technologies in higher education. Opcion, 2019, 35(20), стр. 278–286
  6. Ussenova A., Malakhova I, Shmidt M., Tuliepova S., Tynyskhanova A. Conceptual framework of the model of forming interethnic tolerance in the multicultural environment of the university. International Journal of Cognitive Research in Science, Engineering and Education, 2020, 8(2), стр. 15–26 DOI: 10.5937/IJCRSEE2002015U
  7. Assel Stambekova, Nazgul Tashkenbayevna, Serik M. Kenesbaev, M.K. Zhailauova, Uaidullakyzy Elmira, S.A. Nurzhanova. «Possibilities of the Subject ‘Information and Communication Technologies’ in Accustoming Primary School Students to Research Activities». International Journal of Interactive Mobile Technologies. ISSN: 1865-7923 Vol 12, No 6 (2018) http://online-journals.org/index.php/i-jim/article/view/9622
  8. Стамбекова А.С.“Кәсіби білім алу барысында студенттердің медиақұзыреттілігін қалыптастыру”. Қазақстанның ғылымы мен өмірі. Халықаралық ғылыми журнал. — Астана. 2019, №11/2, — Б. 195-200. ISSN 2073-333X
  9. Ержанова Г.Ж. Шмидт М.А. Организация инклюзивного обучения в общеобразовательной школе // Наука и жизнь Казахстана №3(58) 2018 ж.
  10. Ержанова Г.Ж. Шмидт М.А. Мүмкіндігі шектеулі балаларға әлеуметтік көмек көрсету ерекшеліктері // Абай атындағы Қазақ ҰПУ. «Хабаршы». «Педагогикалық ғылымдар» сериясы, №2(62). 2019
  11. Кыдырбаева Г.Т., Д.С.Батырбеков «Организации учебного процесса по дистанционным образовательным технологиям». Научно-информационный издательский центр «Институт стратегических исследований» «Modern Science», №4-4, Москва, 2020.
  12. Кыдырбаева Г.Т., Жексембаева Р. Активизация самостоятельной деятельности студентов через использование электронных образовательных ресурсов. Электронный журнал «Apriori. Серия: Гуманитарные науки», 2016 https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25643348
  13. Kydyrbayeva G. T., Zheksembayeva G. O., Zhanatbekova N. Zh., Ualiev N. Study on the use of electronic complex for promoting students independent activity. Czech University of Life Sciences Prague, 2016
  14. Беделбаева А.Е. Дистанционное обучение как инновационный метод повышения квалификации педагога. Материалы международного онлайн семинара. НЦ повышения квалификации «ӨРЛЕУ». Астана, 31 марта 2016 г.

Список публикаций и патентов, опубликованных по проекту 

2020 г

  1. Жакипбекова С.С., Калдияров Д.А., Стамбекова А.С., Шмидт М.А., Кыдырбаева Г.Т., Беделбаева А.Е., Ержанова Г.Ж. Довузовская подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзивного высшего образования/ Учебно-методическое пособие для абитуриентов с ограниченными возможностями здоровья, поступающих в высшие учебные заведения. Талдыкорган, 2020.-100 с
  2. Жакипбекова С.С., Стамбекова А.С., Беделбаева А.Е., Шмидт М.А. Модель довузовской подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья в системе инклюзивного высшего образования// Научные исследования высшей школы: сборник статей V Международной научно-практической конференции. – Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение». 2020, С. 124-129.

2021 г

  1. Жакипбекова С.С., Найманова Н.М. «Роль использования компьютерных технологий в работе с детьми с ЗПР». Participated in the International Scientific and Practical Conference. Education and Science of Today: Intersectoral Issues and Development of Science. March 19, 2021 Cambridge, GBR.
  2. Ержанова Г.Ж., Шмидт М.А. Инклюзивті білім беру жүйесінде жоғары оқу орнына дейінгі даярлау ерекшеліктері // Материалы республиканской научно-практической конференции «Подготовка будущих педагогов в условиях современного образовательного пространства» 2021, С. 137-141.
  3. Ержанова Г.Ж., Шмидт М.А. Мүмкіндігі шектеулі тұлғаларды жоғары оқу орнына дейінгі даярлауды ұйымдастыру әдістері // Вестник ЖУ №1(98) С. 179-185
  4. Ержанова Г.Ж., Стамбекова А.С., Шмидт М.А. Мүмкіндігі шектеулі тұлғаларды жоғары оқу орнына дейінгі даярлауды ұйымдастыру.// Материалы II международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы теоретической и практической психологии», 2021. С. 489- 494
  5. Авторское свидетельство № 16980 от «27» апреля 2021 года на программу для ЭВМ «Довузовская подготовка в системе инклюзивного высшего образования». Жакипбекова С.С., Калдияров Д.А., Стамбекова А.С., Шмидт М.А., Кыдырбаева Г.Т., Беделбаева А.Е., Ержанова Г.Ж.
  6. Стамбекова А. С., Шмидт М. А., Ержанова Г. Ж., 2021. «Барьеры доступа к высшему образованию для лиц с особыми образовательными потребностями»// Вестник КазНПУ им. Абая, «Педагогические науки». 70, 2 (июнь. 2021), 75–85.
  7. Жакипбекова С.С., Калдияров Д.А., Стамбекова А.С., Шмидт М.А., Кыдырбаева Г.Т., М.А., Беделбаева А.Е., Ержанова Г.Ж. Довузовская подготовка лиц с ограниченными возможностями здоровья. Изд-во «ДИЗАЙН-ОТ», Талдыкорган, 2021. – 90 с.
  8. Г.Ж.Ержанова, С.С.Жакипбекова, М.А.Шмидт. Организация довузовской подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья. ВЕСТНИК КазНПУ им. Абая. Серия «Педагогика и психология», №3 (48), 2021. https://doi.org/10.51889/2021-3.2077-6861.08
  9. Stambekova, A., Shmidt, M., T., Galieva, A., Kydyrbaeva, G., Yerzhanova, G. & Issabayeva, Z. (2021). Opinions of disabled university students on the distance education process. World Journal on Educational Technology: Current Issues. 13(4), 1124- 1136. https://doi.org/10.18844/wjet.v13i4.6313
  10. Беделбаева А.Е., Кыдырбаева Г.Т. Развитие инклюзивного образования в республике Казахстан как одно из приоритетных направлений государственной политики. Современное образование: опыт прошлого, взгляд в будущее: сборник статей III Всероссийской методико-практической конференции (7 июня 2021 г.) – Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2021. – С. 8-13. https://elibrary.ru/ip_restricted.asp?rpage=https%3A%2F%2Felibrary%2Eru%2Fitem%2Easp%3Fid%3D46124721
  11. Калдияров Д.А., Кыдырбаева Г.Т., Беделбаева А.Е. Применение дистанционных технологий в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья. Современное состояние и перспективы развития науки и образования. Сборник научных трудов по материалам XXIII Международной научно-практической конференции. – Анапа: Изд-во «НИЦ ЭСП» в ЮФО, 2021.- С.23-27.
  12. Беделбаева А.Е. (соавторы Токкулинова Г.К, Исажанова А.Н.). Особенности подготовки специалистов физической культуры и спорта к работе в инклюзивной образовательной среде. Теория и методика физического воспитания. -№3(65), 2021.  https://doi.org/10.48114/2306-5540_2021_3_6