AP08053050 – Формирование лингвоэкологической модели образования в Республике Казахстан: теория и практика

Краткая информация о проекте 

Наименование проекта: AP08053050 – Формирование лингвоэкологической модели образования в Республике Казахстан: теория и практика (продолжительность проекта 2020-2022 гг.)  

Реферат:  В последнее десятилетие ХХ века началось новый уровень эволюции образования – ноосферное образование. Ее главная цель – интеграция лучшего мирового и отечественного психолого-педагогического опыта современной эпохи и создание системы образования, способной противостоять вызовам XXI века. Он предусматривает соответствие воспитания и подготовки молодого поколения общепризнанным законам мира, нацелен на то, чтобы результат образования был направлен на сохранение мировой природной среды, а так же сохранение физического, психического здоровья студентов. Лингвоэкология рассматривает двустороннюю деятельность языка: правильное использование слов сохраняет  как и язык, так и здоровье человека, а злоупотребление словами нарушает язык и здоровье человека. С учетом того, что основным средством учителя является язык, для будущих специалистов важно усвоить экологию педагогического общения, уметь использовать его в правильном направлении. Экология языка учит создавать отношения с соблюдением условий экологичности. В этом контексте лингвоэкология способствует формированию у молодого поколения чувства ответственности за будущее языка и заботы о языковой среде. Потому что поддержание здоровой языковой среды зависит от лингвоэкологической компетентности языковых лиц, составляющих общество. На сегодняшний день интеграционные процессы, происходящие во всех сферах жизнедеятельности человека, охватили политическую, экономическую, культурную и образовательную сферы. Целенаправленность на подготовку конкурентоспособного специалиста казахстанского общества и формирование их как полиязычной личности,  противоречие между тем, что трехъязычное обучение является приоритетным направлением на всех уровнях образования и отсутствием системы полиязычного образования, основанной на принципах языковой экологии, свидетельствует о важности лингвоэкологического образования. В условиях полиязычного образования недостаточно только владеть казахским языком, к нему важно сформировать ценностное отношение, передать его из поколения в поколение в «чистом» виде. Следовательно, создание лингвоэкологической модели образования вызвано спросом сегодняшнего дня. Хотя в казахском языкознании проведены исследования по теории экологии языка, его педагогический аспект не был отдельным объектом исследования,  и до сих пор проблема педагогического риска в лингвоэкологическом образовании и воспитании студентов не решена в научном и методическом плане. Предварительно проведенные исследования, касающиеся речевой деятельности молодежи в виртуальной коммуникации отношении, показали необходимость проведения комплексной работы в образовании для обеспечения благополучия языковой среды. Это свидетельствует о том, что создание эффективного механизма внедрения результатов лингвоэкологических исследований в систему образования – перспективное направление для научного поиска.

 Цель проекта: Разработка модели лингвоэкологического образования путем определения лингвоэкологических проблем, разработка методики формирования лингвоэкологической компетентности студентов.

Актуальность проекта:

Духовное развитие, совершенство казахского общества неразрывно связано с мощью и потенциалом его языка.  Принимая во внимание тот факт, что национально-культурный код казахского народа, в первую очередь, связан с языком, духовное возрождение должно начинаться с модернизации идеи «сохранения языка», завещанной нашими предками. Это тесно связано с приоритетными задачами проблем лингвоэкологии.

Изучение экологии языка является гарантом сохранения его жизнеспособности. Так как лингвоэкология – это область языкознания, которая во- первых, изучает проблему защиты и сохранения языка, во-вторых, определяет факторы, влияющие на развитие и применение языка,  в-третьих, внедряет способы улучшения языковой культуры и языковой коммуникации, а в-четвертых, рассматривает энергетику и созидательную силу слова, его влияние на участников коммуникации.

В ХХІ веке образовательные реформы в мире были направлены на разработку новой модели образования. Новая модель базируется на показателях качества, функциональной грамотности, то есть, приоритетным является умение использовать полученные знания в повседневной жизни. В этом контексте лингвоэкология формирует у подрастающего поколения чувство ответственности за будущее языка, способствует бережному отношению к языковой среде. Сохранение языка, благоприятная языковая среда зависят от лингвоэкологической компетентности языковых личностей, как составляющих общества.

В последнем десятилетии ХХ века начался новый этап в эволюции образования, под названием ноосферное образование. Его главная цель – интегрирование самого лучшего мирового и отечественного педагогико-психологического опыта и разработка системы образования, способной противостоять  вызовам ХХІ века. Данная система базируется на сохранении общечеловеческих ценностей в образовании и воспитании подрастающего поколения, направленности результатов обучения на сохранение мировой природной среды, физического и психического здоровья студентов. Лингвоэкология рассматривает две функции языка:  правильное использование слова способствует сохранению и языка, и здоровья человека, а неправильное использование губит и язык, и здоровье человека. Так как, главным орудием преподавателя является его язык, будущим педагогам необходимо изучать экологию педагогической коммуникации, правильного применения могущества слова.

На сегодняшний день процессы интеграции охватывают политическую, экономическую, культурную и образовательную сферу человеческой жизнедеятельности. Целью казахского общества при подготовке конкурентоспособного специалиста является формирование полиязычной личности. Приоритетным направлением является внедрение трехязычного образования, которое обуславливает важность лингвоэкологического образования, основанного на принципах языковой экологии. В условиях полиязычного образования нельзя ограничиваться освоением одного казахского языка, важно формировать аксиологическое (ценностное) отношение к языку, сохранить будущим поколениям «в чистом» виде.  Таким образом, актуальной проблемой нынешнего времени является разработка методической основы преподавания языковой экологии.

Так как  в казахской лингвистике не были проведены  исследования по теории языковой экологии, его педагогический аспект не был отдельным объектом исследования. В этой связи актуальность проекта определяют следующие ключевые моменты:

— для осуществления духовного возрождения, необходимо возродить идею «сохранения языка», которая передалась нам от предков;

 — низкий уровень социальной языковой среды, кризис в языковой среде студентов;

— отсутствие методических основ лингвоэкологического образования в вузе;

— неразрешенность проблем педагогического риска лингвоэкологического обучения и воспитания студентов в должном научном и методическом уровне;

— необходимость формирования лингвоэкологической компетентности участников педагогического процесса в условиях полиязычного образования.

 Ожидаемые результаты:

  1. Будут классифицированы этапы развития экологии казахского языка и определены направления лингвоэкологических суждений казахской интеллигенции начала ХХ века;
  2. Будут охарактеризованы экстралингвистические и интралингвистические факторы, способствующие развитию языковой личности молодежи РК в сравнении с другими государствами;
  3. Будут проведены исследования и сделаны выводы по уровню языковой личности, «чистоте» языковой среды школьников и студентов современных вузов;
  4. Будут определены педагогические условия, а так же систематизированы эффективные методы и приемы необходимые для лингвоэкологического образования и воспитания;
  5. Будут даны характеристики структурных компонентов дидактической единицы «лингвоэкологическая компетентность», а так же будет разработана лингвоэкологическая образовательная программа;
  6. Будет создан учебно-методический комплекс курса «Лингвоэкология» для формирования лингвоэкологической компетентности студентов и учащихся;
  7. Будут внедрены в образовательный процесс модели педагогической лингвоэкологии, гуманизации педагогической среды, предотвращающей лингвоэкологические угрозы эффективность которой будет проверена и доказана экспериментально.
  8. Будут опубликованы в республиканских СМИ материалы, определяющие общественную значимость объекта исследования (касательно языковых угроз и языковой экспансии);

Научный руководитель проекта:

 Чукенаева Гулим Толеуовна, Старший преподаватель кафедры казахского языка и литературы Жетысуского университета имени И.Жансугурова, доктор философии (PhD). Опубликовано более 35 научных трудов, из них 3 публикации – в базах данных Scopus; автор 2 учебного пособия. Индекс Хирша – 1  (Scopus), Scopus ID 56127513400; Ссылка на профайл: https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=56127513400, Web of Science ID w-9621-2018. Ссылка на профайл: https://publons.com/dashboard/records/publication/ , ORCID 0000-0001-5214-8427. Ссылка на профайл: https://orcid.org/0000-0001-5214-8427

 Члены исследовательской группы:

 Абызова Айна Маратовна, ведущий научный сотрудник, доктор философии (PhD). Опубликовано более 40 научных трудов, из них 5 публикации – в базах данных Scopus; автор 2 монографии,   1 учебного пособия. Индекс Хирша – 1  (Scopus), Scopus ID 57191072304. Ссылка на профиль: https://www.scopus.com/authid/detail.uri?authorId=57191072304&eid=2-s2.0-84986332619. Web of Science ID X-1430-2018. ORCID 0000-0003-4213-6806. Ссылка на профиль: https://orcid.org/my-orcid?justRegistered

 Галымова Алима Жанатовна, старший научный сотрудник, магистр педагогических наук, магистр гуманитарных наук. Опубликовано более 10 научных трудов. ORCID 0000-0002-7888-5705. Ссылка на профиль: https://orcid.org/0000-0002-7888-5705 

 Тлегенова Гульнур Альмухамбетовна, научный сотрудник, магистр образования. Опубликовано более 10 научных трудов. ORCID 0000-0003-0354-2561. Ссылка на профиль:  https://orcid.org/0000-0003-0354-2561  

Саржигитов Ерик Тортаевич, научный сотрудник, магистр педагогических наук. Опубликовано более 10 научных трудов. ORCID  0000-0002-0741-4041. Ссылка на профиль: https://orcid.org/0000-0002-0741-4041 

 Елеусизова Шолпан Сериковна, научный сотрудник, магистр педагогических наук. Опубликовано 12 научных трудов.  ORCID 0000-0001-9606-2481. Ссылка на профиль: https://orcid.org/my-orcid?justRegistered 

 Кайкибаева Айнур Сейдахметқызы, младший научный сотрудник. Опубликовано более 10 научных работ, в том числе 1 статья, входящая в базу данных Scopus, 3 статьи в журналах РИНЦ, терминологический словарь.  Индекс Хирша 1. Scopus ID 57203995559, ORCID ID 0000-0003-4012-1221. Ссылка на профиль: https://www.scopus.com/authid/detail.uri?origin=resultslist&authorId=57203995559&zone=  

Научные стажировки и повышение квалификации

 Чукенаева Гулим Толеуовна:

  1. 2021г. Онлайн научная стажировка в Лингвистическо-техническом университете, Республика Польша.
  2. 2021г. Курс повышения квалификации «Новые подходы в преподавании разделов языкозания и литературоведения» (72 часа).
  3. 3. 2020г. Международный научный семинар «Лингвистическая экология в коммуникативных практиках» (Лингвистическо-технический университет, Республика Польша).
  4. 2020г. Курс повышения квалификации «Организация образовательного процесса в условиях дистанционного обучения» (36 часов).
  5. 2019г. Курс повышения квалификации «Менеджмент в образовании» (72 часа).
  6. 2019г. Курс повышения квалификации «Лингвистический анализ художественного текста» (72 часа).
  7. 2019г. Республиканский курс подготовки тренеров «Методика обучения новой орфографии» (Национальный научно-практический центр имени Ш.Шаяхметова «Тіл қазына», 72 часа).
  8. 2018г. Курс повышения квалификации «Курс повышения квалификации ППС вузов, осуществляющих подготовку педагогических кадров, в рамках обновления содержания среднего образования РК» (ЦПМ АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 80 часов).
  9. 2017г. Научная стажировка в Департаменте изучения Средней Азии университета Ханкук, г.Сеул, Южная Корея.

Абызова Айна Маратовна:

  1. 2021г. Онлайн научная стажировка в Лингвистическо-техническом университете, Республика Польша.
  2. 2021г. Курс повышения квалификации «Новые подходы в преподавании разделов языкозания и литературоведения» (72 часа).
  3. 3. 2020г. Курс повышения квалификации «Организация образовательного процесса в условиях дистанционного обучения» (36 часов).
  4. 4. 2020г. Международный научный семинар «Лингвистическая экология в коммуникативных практиках» (Лингвистическо-технический университет, Республика Польша).
  5. 2019г. Курс повышения квалификации «Лингвистический анализ художественного текста» (72 часа).
  6. 2019г. Научная стажировка в Лингвистическо-техническом университете, г.Пшасныш, Республика Польша.
  1. 2017г. Международный курс повышения квалификации «Professional Development course in Education for Higher Education Institutions» (Instituto Superiorde Engenhariado Porto. Португалия. 240 часов).

 Галымова Алима Жанатовна:

  1. 2021г. Онлайн научная стажировка в Лингвистическо-техническом университете, Республика Польша.
  2. 2021г. Курс повышения квалификации «Новые подходы в преподавании разделов языкозания и литературоведения» (72 часа).
  3. 3. 2020г. Курс повышения квалификации «Организация образовательного процесса в условиях дистанционного обучения» (36 часов).
  4. 4. 2020г. Международный научный семинар «Лингвистическая экология в коммуникативных практиках» (Лингвистическо-технический университет, Республика Польша).
  5. 2019г. Научная стажировка в Лингвистическо-техническом университете, г.Пшасныш, Республика Польша.

 Тлегенова Гульнур Альмухамбетовна:

  1. 2021г. Онлайн научная стажировка в Лингвистическо-техническом университете, Республика Польша.
  2. 2021г. Курс повышения квалификации «English Language teaching methodology, content and curriculum development» (Regional English language office U.S. Embassy in Kazakhstan, 72 часа).
  3. 2021г. Онлайн вебинар «From the experience of applying effective methods of teaching a foreign language» (72 часа).
  4. 2020г. Семинар «English Teaching Workshops with August Garnsey».
  5. 5. 2020г. Курс повышения квалификации «Организация образовательного процесса в условиях дистанционного обучения» (36 часов).
  6. 6. 2020г. Курс повышения квалификации «Менеджмент в образовании» (72 часа).

 Саржигитов Ерик Тортаевич:

  1. 2021г. Онлайн научная стажировка в Лингвистическо-техническом университете, Республика Польша.
  2. 2020г. Научная стажировка в Институте языкознания имени А.Байтурсынова, г.Алматы, Республика Казахстан.
  3. 2019г. Обучающий семинар «Методика обучения новой орфографии».
  4. 2019г. Курс повышения квалификации «Организация научно-исследовательской работы (72 часа).
  5. 5. 2018г. Курс повышения квалификации педагогических кадров по предмету «Казахский язык» в казахоязычных школах в рамках обновления содержания среднего образования РК (ЦПМ АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 160 часов).
  6. 2016г. Курс повышения квалификации «Рефлексия в практике» (ЦПМ АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы», 80 часов).
  7. 2016г. Курс повышения квалификации «Лидерство учителя в педагогическом сообщество».

Елеусизова Шолпан Сериковна:

  1. 2021г. Онлайн научная стажировка в Лингвистическо-техническом университете, Республика Польша.
  2. 2021г. Курс повышения квалификации «English Language teaching methodology, content and curriculum development» (Regional English language office U.S. Embassy in Kazakhstan, 72 часа).
  3. 3. 2020г. Семинар Независимого агентства по обеспечению качества в образовании (IQAA) на тему «Роль студентов во внешнем обеспечении качества».
  4. 4. 2020г. Курс повышения квалификации «Организация образовательного процесса в условиях дистанционного обучения» (36 часов).
  5. 2020г. Курс повышения квалификации «Methods of teaching English and developing the content of online lessons» (Regional English language office U.S. Embassy in Kazakhstan, 72 часа).
  6. 2018г. Курсы профессионального развития «Introduction to Designing Learning using Digital Technologies» (University of Leicester, School of Education).
  7. 2018г. Методический семинар «Modern methods of teaching foreign languages and translation».
  8. 2017г. Международный курс повышения квалификации «Professional Development course in Education for Higher Education Institutions» (Instituto Superiorde Engenhariado Porto. Португалия. 240 часов).
  9. 2017г. Курс повышения квалификации «Современные педагогические технологии» (АО НЦПК «Өрлеу», 240 часов)

 Кайкибаева Айнур Сейдахметқызы:

  1. 2020г. Курс «Модели инклюзивного образования в зарубежных странах» (платформа Sklad education, 72 часов).
  2. 2018г. Семинар «Институциональные исследования и визуализация данных: теория и практика» (NU и KIMEP, 8 часов).
  3. 2018г. Бизнес-инкубатор MOST – Базовый курс по основам предпринимательства (36 часов);
  4. 2018г. Курс «Менеджмент в сфере образования: Тенденции и качество» (N&T Consulting Company, 72 часа);
  5. 2015г. Университет Прикладных наук ZUYD (Нидерланды) – Международная стажировка по Исследовательской теме магистерской диссертации.

 Список публикаций и патентов исполнителей проекта за период с 2015 по 2020 гг.

  1. Chukenayeva G. Rakhimova A. Main directions of the language policy of the European Union and Kazakhstan // Journal of Language and Literature: ISSN: 2078-0303, Vol.7.No.3. August, 2016. — p. 5-13. DOI: 10.7813/jll.2016/7-3/1
  2. Chukenayeva G. Lingua ecological aspects of speech culture of modern youth (on material of the Kazakh phraseological units) // Journal of Language and Literature: ISSN: 2078-0303. Vol. 7. No. 4. November, 2016. P.99-103.
  3. Чукенаева Г. Полиязычное образование и экология казахского языка // Известия НАН РК. Серия общественных и гумнитарных наук. №6 (310). 2016г. -С.306. 284-289 сс.
  4. Чукенаева Г. Лингвоэкологическая компетенция и его компоненты. Известия НАН РК.  №5 (315). 2017. — стр.213-216 .
  5. Рахимова А., Галымова А. Концепт «Гостеприимство» в казахском языковом сознании. Вестник Казахского национального женского педагогического университета. Серия Филология, № 3 (79) Алматы «Женский университет», 2019. – С.312 с. 114-119 сс.
  6. Рахимова А. Репрезентация макроконцепта «Интеллект» в когнитивных метафорах и пословицах // Вестник Павлодарского государственного университета имени С.Торайгырова. Павлодар, 2017. 369-380 сс.
  7. Рахимова А. Гендерный интеллект в казахском сознании. // Сборник материалов ІІІ международного симпозиума исследований тюрксого мира Баку, 2016. –465-472 сс.
  8. Елеусизова Ш. Психологическая характеристика творческой речи. // IV Международные Фарабиевские чтения, Алматы, Казахстан, 2-12 апреля 2019.
  9. Елеусизова Ш. Символ и семиотика. // Наука и жизнь Казахстана. №4, (60). 2018.
  10. Саржигитов Е. Номадтық поэзиядағы жыраулардың тәлімдік идеялары. // Сборник ІV научно-практической конференции «Global science and innovations 2019: Central Asia». –Нұр-Сұлтан, 2019г.
  11. Саржигитов Е. Преподавание поэзии жырауов. // Вестник Павлодарского государственного университета имени С.Торайгырова. Павлодар, ISSN 2073-333X №2 (2019). – С.313. 313-320 сс.
  12. Галымова А. Тілдік сананың ғылыми астары және ұғымдық сипаты. // Материалы республиканской научно-практической конференции «І.Жансүгіров тағылымы». – Талдыкорган, 2018. – С.168. – 40-44 сс.
  13. 13. Карашолакова Л., Кайкибаева А. English – Kazakh – Russian Dictionary of life safety and Environmental science terms – Dictionary. Taldykorgan, 2020. – 74 p.

 Список публикаций и патентов, опубликованных по проекту

2020ж.

  1. Rakhimova A. Principles of anthropocentrism in Modern Linguistics: Linguistic personality // Opción, Año 35, Regular No.90-2 (2020): 105-119 ISSN 1012-1587/ISSNe: 2477-9385.
  2. Чукенаева Г., Рахимова А. Лингвоэкологияның негізгі ұғымдары мен терминдері // Наука и жизнь Казахстана. №12/3 (149) 2020. 368-375 сс.
  1. Чукенаева Г., Рахимова А. Лингвоэкологияны оқытудың педагогикалық ұстанымдары // Наука и жизнь Казахстана. №12/1 (147) 2020. 241-248 сс.
  2. Саржигиов Е. Жыраулар философиясы // Наука и жизнь Казахстана. -2020. -№2/2. -С.356-360.
  3. Рахимова А., Акажанова А. Қазақ және басқа ұлттардағы балалар ойындары // Наука и жизнь Казахстана. -2020. -№6. -С.200-205.
  4. Чукенаева Г. Лингвоэкологиялық құзыреттілік: түсінігі, қалыптасу деңгейлері // Материалы международной научно-практической конференции «Казахское языкознание в современном пространстве: познание, культура, коммуникация», посвященной 70-летнему юбилею доктора филологических наук, профессора Г.Н.Смагуловой 15-16 мая 2020 г., Алматы. Издательство «Елтаным», 2020. – 460 с. –С.380-385.
  5. Галымова А. Әртүрлі жастағы адамдардың тілдік бейнесіндегі «Атамекен» концептісі // Материалы международной научно-практической конференции «Казахское языкознание в современном пространстве: познание, культура, коммуникация», посвященной 70-летнему юбилею доктора филологических наук, профессора Г.Н.Смагуловой 15-16 мая 2020 г., Алматы. Издательство «Елтаным», 2020. – 460 с. –С. 234-239.
  1. Галымова А., Рахимова А., Чукенаева Г. Лингвоэкология бойынша 2010-2020 жылдар аралығындағы шетелдік әдебиеттердің аннотациялық библиографиясы // VI Международная научно-практическая конференция «Менеджмент качества: поиск и решения». -Лос-Анджелес. 25-27 ноября 2020 г.
  2. Рахимова А. Қазақтың гендерлік интеллектісінің кейбір белгілері // Материалы международной научно-практической конференции «Казахское языкознание в современном пространстве: познание, культура, коммуникация», посвященной 70-летнему юбилею доктора филологических наук, профессора Г.Н.Смагуловой 15-16 мая 2020 г., Алматы. Издательство «Елтаным», 2020. – 460 с. –С.180-184.
  1. Рахимова А., Акажанова А. Ойын арқылы балалардың сөздік қорларын дамыту жолы // Наука и образование в современном мире: вызовы ХХI века: междн. научная конф. –Нұр-Сұлтан, 2020. –С. 6-10.

2021ж.

  1. Чукенаева Г. Кибербуллинг түсінігі және түрлері: лингвоэкологиялық аспект // «The Europe and the Turkic World: Science, Engineering and Technology»: Materials of the VI International Scientific-Practical Conference. In three volumes. Volume III – Bursa, Turkey: Regional Academy of Management, 2021. – 378 p. P.255-262.
  2. Саржигитов Е. Т. История понятии «жырау» и «жыршы» // Вестник Торайгыров университета. №2 (2021). 141с. — Cтр.187-196.
  3. Галымова А. Концепт гостеприимство как отражение своеобразия картины мира казахов, русских и англичан // Язык, культура и литература: ежегодник. – Вып. 3. – Волгоград : Я41 НИЦ «Абсолют», 2021. – 114с. Cтр.59-67.
  4. Чукенаева Г. Тенденции развития педагогической лингвоэкологии в Казахстане // Журнал «Вопросы устойчивого развития общества» №11, Махачкала, 2021.
  5. Чукенаева Г. Понятие и виды кибербуллинга: лингвоэкологический аспект // «The Europe and the Turkic World: Science, Engineering and Technology»: Materials of the VI International Scientific-Practical Conference. In three volumes. Volume III – Bursa, Turkey: Regional Academy of Management, 2021. – 378 p. P.255-262.
  6. Тлегенова Г. Şekerim Kudayberdiulı’nın Destanı ve Şiirlerindeki Arkaık Unsurlar // VІIІ Симпозиум исследований тюркского мира. –Түркия. 2021. -867с. Стр.205-214.
  7. Галымова А. Сфера применения фразеологии «гостеприимство» в казахском языковом сознании // Материалы международного научно-методического журнала «Global science and innovations 2021: Central Asia». Нұр-Сұлтан, 2021. -189. -Стр.3-9.
  8. Чукенаева Г. Ономастическое пространство жыра «Едыге» // International Altay communities symposium-IX: epics and epic culture. Bursa. 2021.
  9. Тлегенова Г. Simultaneous translation problems study // Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции «Шаг в науку». -Грозный, 2021. – 464 с.
  10. Рысдаулетова Б. Чукенаева Г. Понятие внешней и внутренней красоты в человеке в русском и казахском языках // Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции «Шаг в науку». -Грозный, 2021. – 464 с.
  11. Саржигитов Е. Волнует вопрос чистоты языка // Журнал «Казахский язык и литература». №05 (102). 2021. 88с. Стр.86.
  12. Чукенаева Г. Профилактика языковой агрессии: борьба с кибербуллингом // Газета «Ана тілі». 2021 год 20 мая. https://anatili.kazgazeta.kz/news/59224
  13. Чукенаева Г. Электронный словарь-справочник лингвоэкологических терминов и понятии. 2021г. – 76с.