Кафедра истории и социально-гуманитарных дисциплин

Основная информация

Сегодня на кафедре истории и социально-гуманитарных дисциплин работают 20 штатных преподавателей и 2 по совместительству (Турсынбаев О.Г. – учитель  СШ №5 им. М. Ломоносова, Замзина К.К – директор СШ №19 им. М.Жумабаева), из них 10 кандидатов наук (в том числе 3 ассоциированных профессора), 2 PhD философии, 8 магистрантов. С 2024-2025 учебного года заведующей кафедры истории и  социально-гуманитарных дисциплин является PhD философии Ишкалова Гульбану Исмагуловна.

В 2024 году кафедра успешно прошла специализированную аккредитацию по специальности   6В01601 – «История».                

В рейтинге НААР за 2021г. образовательная программа 6В01601 – История  заняла 2 место.

В рейтинге Атамекен за 2022-2023 учебный год образовательная программа 6В01601 – История  заняла 14 место среди 29 вузов.

На кафедре истории и социально-гуманитарных дисциплин  работают 22 преподавателей, из них 5 кандидатов исторических наук: Буланов Е. О., Байгабатова Н.К., Сантаева К. Т., Тлеубекова Г. Б., Катенов А. К., 4 кандидатов философских наук: Берикова А. К., Нурбосынова Л. С., Рахипова С. К., Кабдрахманова Ф.К,, 1 кандидат политических наук Ашкеева Н.Н., 2 доктора философии (PhD) Ишкалова Г. И., Калиева Б.Т., а также преподаватели-лекторы,  магистры Искакова Г. М.,  Нурланова Г. Н., Абиров Д. А., Мирзакулова Г.А., Немелбаев Е. А., Касымова Н.Б., Абдрахим М.Е.,Турсынбаев О.Г., и преподаватель-ассистент Замзина К.К., лаборант Мұсабай П.М. Заведующей кафедрой истории и  социально-гуманитарных дисциплин является PhD философии Ишкалова Гульбану Исмагуловна. Преподавательский состав полностью соответствует штатному расписанию.   

Материально-техническая обеспеченность

Занятия студентов и магистрантов проходят в специально оборудованных учебных аудиториях: №131, а также в лингафонных кабинетах и компьютерных классах. Обучающимся и магистрантам предоставлена возможность сбора материала, анализа, обмена опытом с научными сотрудниками вуза, использования библиографических сведений на базе научно-практического центра «Ілиястану» и библиотеки имени Г.Орманова.

ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ
образовательные программы
УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Образовательная программа  включает непрерывную профессинальную практику в течение всего периода обучения и обеспечивает интегрированность, тесное взаимодействие с организациями   образования по совместной разработке, обсуждение и оценку содержания практики. Профессиональная практика является обязательным компонентом образовательной программы специальности 6В01601 – История. Она подразделяется на учебную, психолого-педагогическую и производственную (педагогическую). Прохождение практик необходимо для получения студентами навыка решения практических проблем, осуществления непрерывности учебного и производственного процесса. Каждый вид практики направлен на формирование профессиональной компетенции обучающихся. Общий объем всех видов профессиональных практик по специальности 6В01601 – История составляет 25 кредитов.

Студенты проходят следующие виды практик:

  1. Учебная практика (археологическая 2 кредита);
  2. Учебная практика (музейно-архивная 2 кредита);
  3. Психолого-педагогическая (6 кредитов);
  4. Производственная (педагогическая 10 кредитов);
  5. Преддипломная или производственная (5 кредитов).

Практика осуществляется в соответствии с учебным планом специальности, сроки прохождения практики устанавливаются в соответствии с графиком учебного процесса. Цели и задачи, содержание и формы отчётности обучающихся определяются по каждому виду практики программой практики в установленном порядке. Программы практик имеются. Практики проводятся в сторонних организациях в соответствии с договорами, заключёнными с этими организациями ЖУ имени И. Жансугурова, обладающих необходимым кадровым потенциалом, в порядке, предусмотренном компетентностно-ориентированным учебным планом.

В качестве базы для проведения профессиональной практики обучающихся определяются организации, уставная деятельность которых соответствует профилю подготовки специалистов и требованиям модульной образовательной программы, имеющие квалифицированные кадры для осуществления руководства профессиональной практикой и соответствующую материально-техническую базу. Так учебная археологическая практика с 2022 года проводится совместно с «Институтом археологии имени А.Х. Маргулана» КН МОН РК, на их учебной площадке поселение Жайпак Алакольского района Алматинской области. Базами для прохождения музейно-архивной практики являются областной краеведческий музей имени М.Тынышбаева и городской архив (г. Талдыкорган). 

Базой педагогических практик являются общеобразовательные школы, гимназии, лицеи города Талдыкоргана и области Жетісу. Жетысуским университетом имени Ильяса Жансугурова подписан Консорциум с Управлением образования области Жетісу, согласно которому базами для прохождения практики могут быть все образовательные учреждения области. Так, в 2022-2023 учебном году обучающиеся ТҚ411 группы проходили профессиональную практику в школах   г. Талдыкорган. На базе КГУ «Средняя школа-гимназия №5 имени М. Ломоносова» создан филиал  6В01601 – История Высшей школы гуманитарных наук, обеспечивающая качественную подготовку учителей. 

Содержание профессиональной практики определяются рабочими учебными планами образовательных программ и рабочими программами по практикам. Рабочая учебная программа утверждается деканом высшей школы со сроком на 3 года. Программа профессиональной практики разрабатывается руководителем практики соответствующих образовательных программ согласно требованиям образовательной программы и по своему содержанию отражает профиль образовательных программ, специфику вида практики, требования профессиональных стандартов и образовательной программы, характер деятельности организации, технологического процесса и объекта практики. Программа периодически обновляется и отражает современные достижения науки и техники, инновационные технологии, применяемые на базе практики. Выполнение программы и анализ результатов практики проводятся с участием представителей, т.е. руководителей организаций образования (школ). При прохождении практики студенты-практиканты, руководители-методисты практики университета и школы руководствуются   содержанием практики, соблюдая каждый этап практики. На этапе организационных работ проводится беседа и ознакомление с руководством базы практик. При учебных работах студент-практикант посещает уроки опытных учителей, мастер-классы, семинары и предметные недели. В соответствии этапа воспитательных работ студент проводит воспитательный час согласно плану мероприятий воспитательных работ класса или школы. Так, например, студенты ТҚ 411 Ержанқызы А. и Қалымтай Д. при прохождении практики в школе «INNOVERSE TALDYKORGAN» прослушали методический мастер класс Дарменбековой Г. «Жаңашыл ұстаз»; провели воспитательные уроки на тему «1 мамыр – Ынтымақтастық күні» и «Мамандықты дұрыс таңдау»

За глубокие знания и профессиональное мастерство, показанные обучающимися во время прохождения учебной и производственной практики образовательная программа — История получила благодарственные письмо и грамоты от администраций школ, музея: Кемельбеков Д. (СШ № 5 имени М. Ломоносова ), Асетова А. (28 IT школы-лицея),  Мамыкбай Б. (СШ № 19 имени М. Жумабаева), Хамзинов Р. (сш №5 имени М. Ломоносова), Жапар Д. (СШ № 19 имени М. Жумабаева), студенты ТҚ 211 группы (Историко-краведческий музей имени М. Тынышпаева области Жетісу).

Образовательный процесс организован по кредитной технологии обучения. Учебно-методический комплекс специальности сформирован на 100%.

На занятиях PhD, преподаватель-лектор Ишкалова Г.И. активно применяет  платформа Padlet, kahoot, Goole Forms:  к.и.н. Сантаева К. Т.- проблемно-ситуативное моделирование, диалоговое обучение, ИКТ, технология критического мышления, преподаватель — лектор Нурланова Г.Н. —  технологии критического мышления, преподаватель — лектор Калиева Б.Т. – Learning APP, world wall, quiz, kahoot, necerpod.

Повышение качества преподаваемых дисциплин на кафедре связано с их методическим обеспечением. Применение инновационных технологий в обучении связано с развитием коммуникативной компетентности студентов.

Студенты обеспечиваются сформированными на казахском, русском и английском языках УМКД по всем дисциплинам образовательной программы и необходимыми методическими материалами. Все учебно-методические материалы, методические указания к практическим занятиям, электронные курсы лекций, электронные учебники, тестовые задания имеются в Интранет-системе университета, к которой обеспечен свободный доступ студентов.

В соответствии с государственным общеобязательным стандартом и академическим календарем студенты 2, 3, 4 курсов проходят учебную и производственную (педагогическую) практику. На образовательной программе учебная и производственная (педагогическая) практика организована в соответствии с графиком учебного процесса. Она проводится на основе договоров с городскими и областными школами. На образовательной программе имеются программы практик, отчеты о прохождении практики, приказы, протоколы установочных  и итоговых конференций.

Темы дипломных работ и их содержание соответствуют направлениям научных исследований, проводимых на кафедре. В дипломных работах рассмотрены актуальные вопросы методики преподавания истории, а также некоторые работы посвящены исследованию решений современных научных подходов в изучении истории Казахстана.

Целью кафедры истории и СГД по специальности 6В01601 – «История» является подготовка высококвалифицированного и конкурентоспособного бакалавра образования, владеющего знаниями в исторической области, имеющего представление об инновационной научно-образовательной среде, обладающего высокими личностно-профессиональными компетенциями.

Руководителями дипломных работ являются кандидаты наук и опытные  преподаватели-лекторы. Рецензию к дипломным работам дают опытные специалисты сферы образования.

В соответствии с приказом МОН РК №152 от 20.04.2011 года «Об утверждении Правил организации учебного процесса по кредитной технологии обучения» и внесений изменений от 12 октября 2018 года за №563 на ОП утверждены эдвайзеры групп. Эдвайзеры групп выполняют разъяснительную работу при выборе элективных дисциплин, составлении  индивидуальных учебных планов студентов, а также выполняют направляющую  функцию по кафедры.

Остепененность кафедры составляет 42 %.

1973 г.

Кафедра истории была одной из первых кафедр, стоящих у истоков образования Жетысуского университета. 31 марта 1973 года при Талдыкорганском педагогическом институте была открыта кафедра марксизма-ленинизма, ее первым заведующим была кандидат филологических наук Солодилова Р.А.

1977 г.

24 августа 1977 года кафедра была разделена на две кафедры: кафедра философии и политэкономии; кафедра КПСС и научного коммунизма. Специалисты истории вошли в состав второй кафедры.

1991 г.

18 марта 1991 года кафедра КПСС и научного коммунизма была переименована в кафедру политической истории и теории социализма, заведующим кафедрой стал кандидат исторических наук Садыков А.М.

1993-1998 гг.

        У истоков кафедры истории были преподаватели Садыков А.М.,     Тенизбаев У.А.,  Ордалиева С. У., Адильбекова Р.К. С 1993 по 1998 годы кафедру истории возглавлял кандидат исторических наук Сламбеков З.С. 

1999-2005 гг.

 В 1999-2005 годы заведующей кафедрой была доктор исторических наук, профессор Мухатова О.Х.  

2006-2009 гг.

В 2006-2007 годах кафедрой руководил  кандидат исторических наук Катенов А.К., в 2007-2009 гг. - кандидат исторических наук Байгабатова Н.К. С 2009 по 2021 год кафедрой руководил кандидат исторических наук Буланов Е.О. 

2021 гг.

С 1 сентября 2021 года кафедра переименована в образовательную программу по социально-гуманитарному направлению под руководством А. Абдилдановой.

2024-2025 гг.

В 2023-2024 учебный год руководителем образовательной программы социально-гуманитарного направления была кандидат политических наук Ашкеева Н.Н. 

March 30
Sub Label

С 1 сентября 2024 года кафедра переименована в кафедру истории и социально- гуманитарных дисциплин под руководством Г.И. Ишкаловой

Научно-исследовательская деятельность

Преподаватели участвуют в международных и республиканских конференциях, симпозиумах, семинарах.

Публикации ППС в научных, региональных, республиканских и международных конференциях за последние 5 лет:

Учебный год

Научные журналы  КОКСОН ВО

(кол-во статей)

Региональные, республиканские, международные конференции

(кол-во статей)

2019-2020

9

12

2020-2021

14

14

2021-2022

17

16

2022-2023

12

11

2023-2024

3

12

  1. Ишкалова Г.И. Қазақ халқының Кенесары Қасымұлы бастаған қозғалысы туралы тарихи жырлары, //Актуальные научные исследованияв Современном Мире Выпуск 7 (99) Июль 2023 г. Переяслав 2023.

        2.Нурланова Г.Н.     Орталық Азия халықаралық қатынастар жүйесінде.      //Актуальные научные исследованияв Современном Мире                 Выпуск 7 (99) Июль 2023 г. Переяслав 2023.

  1. Қаратаева Д.Ғ., Абдилданова А.К. «Улуу ата мекендик согуштагы казактардын эрдиги жана улуттук башаламандыкта» // Научные открытия. Международно-практический журнал №1, 2023 г. (Қырғызстан Республикасы)
  2. Абдилданова А.К. Қаратаева Д.Ғ. Казакстандын саясий абалы (ХХ- кылымдын башы) // Научные открытия. Международно-практический журнал №1, 2023 г. (Қырғызстан Республикасы)
  3. Калиева Б.Т. Формирование исторической памяти школьников на уроках Истории Казахстана и Краеведения ІV Международная научно-практическая конференция в 4 томах. Перспективы развития высшей школы. Тюменьский индустриальный университет. Филиал ТИУ в г. Сургуте. Том 1. 20 мая 2023 г. – С. 110-115. https://youtu.be/mAqL3LTVkOE?si=zbNhjbqfMrD_BHIy  

         6.Калелова Ж.У.«Орта ғасырлық түркілердің мемлекеттік институттары алтын» орда ХХІ международной научной конференции                          «Актуальный вызовы современной науки» (г.Варшава, Польша) 27-28.02.2023

  1. Ашкеева Н.Н. Дуальное обучение в подготовке педагогических кадров в системе высшего образования Проблемы научной мысли   5,2023, 49 стр.
  2. Калиева Б.Т. Conducting commemorial experiments in the museums of the semirechye region: soviet and independence period Абай ат. ҚазҰПУ  Хабаршы. «Тарих және саяси-әлеуметтік ғылымдар» сериясы.  №2 (77), 2023. – Б.  312-323. https://orcid.org/10.51889/2959-6017.2023.77.2.032
  3. Қаратаева Д.Ғ. Германияда фашистік диктатураның орнауы және тоталитарлық жүйенің қалыптасуы. І. Жансүгіров атындағы Жетісу университеті Хабаршы № 1 (106), 167-179 бб.
  4. Нурланова Г.Н. Халықаралық қатынастар жүйесіндегі Орталық Азия І. Жансүгіров атындағы Жетісу университеті Хабаршы № 1 (106), 201-206 бб.
  5. Калиева Б.Т. «Қазақстан тарихы» пәнін оқытудағы интербелсенді әдістер: қолданылуы және тиімділігі І. Жансүгіров атындағы Жетісу университеті Хабаршы № 1 (106), 150-154 бб.
  6. Калелова Ж.У. Түркістан-Сібір темір жолын салу барысында инженерлік-жұмысшы кадрларын даярлау мәселесі І. Жансүгіров атындағы Жетісу университеті Хабаршы № 1 (106), 144-150 бб.
  7. Мирзакулова Г.А., Ашкеева Н.Н, Рахипова С.К. «Отбасылық құндылықтар» ұғымына әлеуметтік талдау. І. Жансүгіров атындағы Жетісу университеті Хабаршы № 3 (108), 2023 жыл

Публикации ППС в базе данных Scopus за последние 5 лет:

ФИО

Название статьи

Название журнала, №, год, стр

Ссылка базы данных Scopus

ImpactFactor, квартиль или процентиль

1

Абиров Д.А.

Innovative features of education in Kazakhstan’s Lyceum-Gymnasium

Cypriot Journal of Educational Sciences Volume 17, Issue 1, 159-173pp. 31.01.2022.

https://doi.org/10.18844/cjes.v17i1.6693

Бірінші автор

33 процентиль

2

Абдильдинова Л.Б.

(Сантаева К.Т., Калелова Ж.У., Абдилданова А.К., Касымова Н.Б.)

The state of unemployment  in the area of construction of the Turkestan-Siberian railroad

Migration Letters

September 2022

Volume: 19, No: 5, pp. 593 – 601

ISSN: 1741-8984 (Print) ISSN: 1741-8992 (Online)

journals.tplondon.com/ml

Received: 2 June 2022 Accepted: 30 August 2022

DOI: https://doi.org/10.33182/ml.v19i5.2377

67 процентиль

3

Исабекова А.К.

Катенов А.К.

«Formation of the professional status of teachers on the basis of a synergetic approach to the organisation of methodological work»  (Cypriot Journal of Educational Sciences)

Том 17, №7 (2022) Страницы 2321  -2332, ISSN:1305-905X.

 

38 процентиль

4

Қаратаева Д.Ғ.

Нурланова Г.Н.

(соавтор)

Technology of vocabulary development in English lessons for students of grades 5-6 with poor hearing

World Journal on Educational Technology: Current Issues, Volume 14, Issue 5, (2022) 1622-1633,

https://doi.org/10.18844/wjet.v14i5.8124

56 процентиль

5

Ишкалова Г.И.

(Калыш А.Б.)

Традиционная охота казахов в трудах российских исследователей (ХІХ-начало ХХ вв.)

Былые годы. 2022.

№ 17 (1). – С. 287-297. 

http://dx.doi.org/10.13187/bg.2022.1.287

81 процентиль

  1. b) активность ППС в научно-исследовательской работе и инновационной деятельности

ППС кафедры  активно участвует в научно-исследовательской работе и инновационой деятельности и их результативность является основным показателем качества образовательного потенциала.

В целях повышения научного уровня ППС осуществляется  работа по следующим направлениям: расширение научно-исследовательской и инновационной деятельности путём участия в конкурсах и работе научных конференций разного уровня; обеспечение внедрения результатов научно-исследовательской работы в производство, учебный процесс; установление творческих контактов с учеными ведущих университетов и научных центров республики, учебных заведений ближнего зарубежья и их выдающимися учеными; обеспечение активного участия студентов в исследовательской работе.

Ежегодно в университете для ППС в целях развития педагогической компетенции педагогов необходимой для профессиональной деятельности проводится зимняя школа, в ходе которой преподаватели обмениваются методическим опытом работы. В январе 2023 г. методический семинар зимней школы по вопросам: «Оқыту мен оқытудың заманауи білім беру әдістері», «Заманауи оқыту технологиясын пайдалану негізінде білім алушылардың функционалдық сауаттылығын дамыту», «Проблемное интервью как инструмент проверки гипотез (мастер класс)». По приглашению ОП СГН на семинаре поделились своим опытом учителя-историки Жумабаева Б.Н., Отаркожа М. СШГ № 1 имени Абая на тему «Білім алушылардың тарихи ойлау дағдыларын қалыптастырудағы белсеңді әдіс-тәсілдер».

ППС кафедры имеют авторские права на собственные произведения. Так, например к.и.н. преподаватель-лектор Буланов Е.О. – «Қазақстанның ортағасырлар тарихы» (№ 23901 от 24.02.2022) , преподаватели-лекторы Нурланова Г.Н., Каратаева Д.Г., Калелова Ж.У. – «Азия және Африка елдерінің жаңа және қазіргі заман тарихы»  (№ 27043 от 09.06.2022), PhD Ишкалова Г.И. карта «ХІХ ғасырдың аяғы-ХХ ғасырдың басындағы Қазақстанның аңшылық алқаптары» (№ 33070 от 27.02.2023г.), преподаватель лектор Калиева Б.Т. – «Тарихты оқыту әдістемесі» (№ 39010 от 13.09.2023), преподаватели-лекторы Калиева Б.Т., Каратаева Д.Г. – «Тарихи өлкетану пәні бойынша Сарқан ауданының киелі жерлері» (№ 34017 от 28.03.2023), к.и.н. преподаватель-лектор Сантаева К.Т. – «Қазақтың дәстүрлі шаруашылығының күйреуі» (№ 40758 от 27.11.2023).

В январе месяце текущего учебного года в  гуманитарного факультета запланировано проведение методического семинара лектором-преподавателем ОП История Ишкаловой Г.И. «Кері байланыс орнатуда падлет платформасын пайдалану».

В октябре 2020 года кафедрой истории была организована и проведена международная научно-практическая конференция «Алтын Орда – основа казахской государственности», посвященная 750-юбилею государства Алтын Орды.

Методической группой кафедры в 2021-2022 учебном году были организованы методические семинары на темы: к.и.н. Сантаевой К.Т. «Білім берудің 7 модулі», Абдильдановой А.К. «Түркия Республикасында Қазақстан тарихының зерттелуі мәселесі», Исабековой А.К. «Білім беру жүйесіндегі синергетика», Абировым Д.А. «Қазақстан Республикасында лицей және гимназияның қалыптасуы мен дамуы (1987-2017)», Абдильдиновой Л.Б. «Оқытудың заманауи формалары мен әдістері: ізденістер және шешімдер». В ходе работы семинаров преподаватели приняли активное участие в обсуждении вопросов.

Преподаватель-лектор, PhD Ишкалова Г.И. в соответствии с темой научного исследования подготовила видеоматериал «Патша-жолбарыс», который используется в процессе изучения дисциплин «История Казахстана», «Қазақстанның жаңа және қазіргі заман тарихы», «История Жетысу», «Историческое краеведение», но и  также был внедрен в работу историко-краведческого музея имени М. Тынышпаева области Жетісу и применяется в ходе экскурсии.

Преподаватели постоянно совершенствуют и повышают свои курсы и методы преподавания. Кандидат исторических наук, доцент Байгабатова Н.К. подготовила курс «Антропология личности» и соответственно к этому курсу доктор Джозеф Пристли (научный сотрудник отдела социальной антропологии Монголии и Внутренняя Азия и Кембриджский университет, 18.10.2023.) провел онлайн-семинар на тему «Миграция в Центральной Азии и методы ее исследования».

Преподаватели регулярно пересматривают и совершенствуют свои курсы и методы обучения. К.и.н., преподаватель-лектор Буланов Е.О. подготовил массовый онлайн курс по предмету «Қазақстанның ортағасырлар тарихы» (http://mook.zhetysu.edu.kz/login/index.php); преподаватель-лектор, магистр Калиева Б.Т. «Тарихты оқыту әдістемесі» (https://student.zhetysu.edu.kz:8059/video_book/8)

В целях реализации национального проекта «Ұлттық рухани жаңғыру» в августе 2022 года в Жетысуском университете им. И. Жансугурова была организована Летняя школа для преподавателей, постдокторантов и обучающихся Цюрихского университета (Швейцария). В рамках Летней школы иностранные обучающиеся прошли 2-недельные интенсивные курсы казахского языка. По спецпроекту «Туған жер» директор научно-образовательного центра «Рухани жаңғыру», к.и.н. Байгабатова Н.К. прочитала лекцию на тему «Zhetysu: the Land of Seven Rivers» для гостей из Цюрихского университета. Наряду с этим, для преподавателей и студентов Цюрихского университета была организована экскурсия в областной историко-краеведческий музей им. М. Тынышпаева. В ходе мероприятий зарубежные гости ознакомились с природой, историей Жетысуского края, артефактами культуры казахского народа.

В рамках международного сотрудничества совместно с Цюрихским университетом в университете создан «Евразийский исследовательский центр», цель которого подготовка кадров, прохождении практики и стажировки, обмен преподавателями и студентами в рамках академической мобильности, организация и проведение совместых научных исследований.

е) использование результатов НИР и УМР в учебном процессе

Преподаватели кафедры истории и СГД внедряют разработанные учебные курсы, созданные на основе собственных научно-исследовательских работ. Так например, лектором-преподавателем к.и.н. Сантаевой К.Т.  читается элективный курс «Қазақстандағы ұжымдастыру», к.и.н., ассоциированным профессором Байгабатовой Н.К. — «Антропология идентичности», к.и.н., ассоциированным профессором Тлеубекова Г.Б. — «Қазақстандағы қоныстандыру саясаты».

Под руководстовом к.и.н., асс. профессором Н.К.Байгабатовой была издана коллективная монография «Этнокультурная идентичность диаспоры: представления и практики (на примере казахов Монголии и Китая)», широко используется в учебном процессе в образовательной программы -История.

Учебное пособие «Қазақстанның жаңа заман тарихы» (авторы: Абдильдинова Л.Б., Сантаева К.Т.) применяется при чтении дисциплины «Новая история Казахстана», учебное пособие «Қосалқы тарихи пәндер» (соавторство: Абдильдинова Л.Б., Касымова Н.Б., Толамисов А.Ғ.) разработано для одноименной дисциплины.

При чтении дисциплины «Новая и новейшая история стран Азии и Африки» применяется учебное пособие «Азия және Африка елдерінің жаңа және қазіргі заман тарихы» авторов Нурланова Г.Н., Каратаева Д.Г., Турсынбаев О.Г.

Подготовленная коллективом авторов монография «Казахи Жетысу на рубеже XIX-XX веков (историко-этнографическое исследование)» в соавторстве с к.и.н., ассоциированным профессором (доцент) Н.К. Байгабатовой используется в процессе изучения дисциплины «История Жетысу».

Преподавателем кафедры истории и социально-гуманитарных дисциплин к.и.н., Сантаева К.Т. подготовлена и издана монография «Қазақтың дәстүрлі шаруашылығының күйреу тарихы. – Талдыкорган», 2024. Указанная монография используется в процессе изучения дисциплины «Коллективизация в Казахстане».

К.и.н., преподаватель-лектор Буланов Е.О. разработал массовый онлайн курс «Қазақстанның ортағасырлар тарихы» и используется в процессе изучения дисциплин ООД «Қазақстан тарихы» и БД «Средневековаия история Казахстана». Также подготовленный преподавателями-лекторами Калиева Б.Т., Каратаева Д.Г. – «Тарихи өлкетану пәні бойынша Сарқан ауданының киелі жерлері» (№ 34017 от 28.03.2023) используется при изучении дисциплины «Жетісу тарихы» и «Тарихи өлкетану».

 Преподавателем-лектором, PhD Ишкаловой Г.И. подготовлена карта «ХІХ ғасырдың аяғы-ХХ ғасырдың басындағы Қазақстанның аңшылық алқаптары» (№ 33070 от 27.02.2023г.). Данная карта используется в ходе изучения дисциплин «История Жетысу», «Историческое краеведение», «Новая история Казахстана», «Новая и новейшая история Казахстана» и общий курс «История Казахстана».

Социально-воспитательная деятельность

Формирование объективного взгляда будущего специалиста на собственный потенциал и знания о собственных творческих способностях, помогающих в процессе профессиональной адаптации, должны закладываться еще в вузе, в частности, во время прохождения производственной практики, где молодым людям предоставляется множество возможностей проявить себя как в учебной, так и во вне учебной деятельности. В университете созданы условия для личностного развития студентов — самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирования абстрактного, системного и экспериментального мышления.

Для личностного развития студентов в ЖУ молодежная политика ориентирована на активное участие вуза в процессе становления личности студента и представляет собой деятельность администрации университета, его подразделений, различных общественных объединений, направленную на обеспечение социально-экономического, политического, культурно-оздоровительного и духовного развития молодежи. Главной целью молодежной политики в университете является создание условий, способствующих интеллектуальному, духовному и физическому развитию молодежи университета, повышению ее конкурентоспособности и активизации общественной деятельности молодежи. В университете в рамках молодежной политики функционирует молодежный центр целью которой является формирование у студентов гражданской позиции, казахстанского патриотизма, способности к труду и жизни в условиях современного общества; способствование реализации студенческих идей и проектов, направленных на создание условий для удовлетворения культурных, творческих, организационных потребностей студенческой молодежи университета.

В текущем учебном году впервые на факультете был сформирован студенческий деканат. Студенческий деканат является свободной общественной организацией. Студдекан был выбран голосованием, где на выборах участвовали старосты групп ВШГН. В состав студенческого деканата по ОП – История входят: студент 3 курса Абжаппар Диас – руководитель секции по футболу; студент 1 курса Ерікұлы Бекнұр – руководитель организационного отдела.

Для формирования нравственных ценностей, развития творческого потенциала студентов в стенах университета проводятся мероприятия по программе «Рухани жаңғыру». Одной из задач центра является реализация комплекса мероприятий, направленных на личностное развитие, сохранение национальной идентичности, формирование поколения Нации сильных и ответственных людей, сплоченных вокруг стратегических целей развития страны, воспитанных на принципах казахстанского патриотизма.

Работа по формированию антикоррупционной культуры в университете ведется проектным офисом «Саналы Ұрпақ» (ВНД-ZU-33-04), в задачи которого входят:

  • организация в университете антикоррупционной политики, создание необходимых условий для осуществления прозрачности образовательного процесса;
  • формирование оптимальной университетской среды, направленной на прививание студентам добропорядочности и честности;
  • обеспечение успешной адаптации студентов к правовой готовности к будущей профессиональной деятельности;
  • организация встреч, бесед, круглых столов, дебатов, конкурсов и других мероприятий по противодействию коррупции и формированию нетерпимости к коррупции в студенческом сообществе.

В рамках вышеуказанных задач проектный офис согласно плану проводит мероприятия по противодействию коррупции. Так, 3 ноября 2023 года состоялась интеллектуальная игра на антикоррупционную тематику «ZhU Brain Games». Целью мероприятия является формирование антикоррупционной культуры среди обучающихся, посредством современного формата антикоррупционного образования, интересного для молодежи. В игре приняли участие студенты высшей школы гуманитарных наук.  Команда «Silkway» заняли почетное 2 место. (https://zhetysu.edu.kz/2023/11/29/zhu-brain-games-%d0%b7%d0%b8%d1%8f%d1%82%d0%ba%d0%b5%d1%80%d0%bb%d1%96%d0%ba-%d0%be%d0%b9%d1%8b%d0%bd%d1%8b/)

Молодежный центр, научно-образовательный центр и проектный офис «Саналы ұрпақ» курируется членом Правления-проректором по молодежной политике.

Для личностностного развития студентов при ВШГН функционируют 8 клубов: «Әдеби танымдық», «Атамұра», «Ділмар», «Парасат алаңы», «Спорт клуб ВШГН», «Асылым», «Sheik it up» и «Шын жүректен». Студенты ОП-История являются членами клубов «Парасат алаңы» (Асылбекұлы Абзал-ТҚ 311, Абухан Қ.-ТҚ 111), «Спорт клуб ВШГН» (Абжаппар Д.-ТҚ 311, Сұлтан М.-ТҚ 211, Ерікұлы Б. ТҚ 111) и «Шын жүректен» (Ахан А.-ТҚ 111).

  1. b) в процессе освоения ОП наблюдается развитие разносторонних интересов студентов, у студентов формируются лидерские, коммуникативные способности

Творческая деятельность студентов осуществляется через научное, практическое, и художественное творчество. Студенты активно участвуют в общественной жизни университета и получают широкие возможности для формирования коммуникативных способностей, самовыражения и самопознания через творческую, языковую, спортивную, научно-профессиональную деятельность.

Талантливые студенты ОП-История, в полной мере участвуют в работе творческих, спортивных и научных кружков и секций. Студенты ТҚ 311 Абжаппар Диас и ТҚ 111 Сұлтан Мағжан участвуют в спортивных мероприятиях. В текущем учебном году Абжаппар Диас был награжден благодарствееным письмом ректора университета. 

На факультете   стало   традицией   праздновать   и   проводить «Посвящение в студенты», «День открытых дверей», «Наурыз».

Для формирования здорового образа жизни и физической культуры, личностных качеств, необходимых в будущей профессиональной деятельности, психологической устойчивости в университете работает спортивный клуб ВШГН. В университете действует спортивный зал, где студенты имеют возможность пользоваться существующей в Университете спортивной и оздоровительной инфраструктурой. К услугам студентов университета имеется целый ряд спортивных секций и кружков: баскетбол, волейбол, настольный теннис, футбол, аэробика, бокс. Студенты университета имеют возможность испытать свои силы на ежегодных межфакультетских соревнованиях на Кубок Ректора, в Зимней спартакиаде, Универсиаде по различным видам спорта и других спортивных мероприятиях. Так, в университете ежегодно проводятся до 10 спортивно-массовых и оздоровительных мероприятий, в которых принимают участие до 100 человек. Участие студентов в спортивно-массовых и оздоровительных мероприятиях оказывает большое влияние на формирование их лидерских качеств и способностей.

  1. c) результаты обучения программ педагогического образования ориентированы на профессиональные функции педагога и направлены на формирование личности педагога через развитие социальных, интеллектуальных и лидерских навыков, эмпатии, академической компетентности, включая методики преподавания и оценки, методов и технологий обучения и воспитания

Для успешного освоения студентами ОП 6В01601 – История преподавателями проводятся интерактивные лекции, проблемные лекции, лекции-беседы, кейс-методы, проектное обучение, лекционно-дискуссионные, игровые методы, работа в малых группах и другие формы работы. Преподаватели используют инновационные методы обучения в виде деловых и ролевых игр, дискуссий, ситуационных игр, слайд-шоу, а также активные методы обучения и современные педагогические технологии. Так, на занятиях преподаватель-лекторы активно применяют  платформу Padlet, kahoot, Goole Forms, проблемно-ситуативное моделирование, диалоговое обучение, ИКТ, технологии критического мышления, Learning APP, world wall, quiz, kahoot, necerpod.

Ежегодно студенты образовательной программы принимают активное участие во всех мероприятиях, проводимых в рамках университета, высшей школы, образовательной программы. Все мероприятия ориентированы на развитие эстетического, патриотического, духовно-нравственного, правового и интеллектуально-творческого воспитания. Студентами образовательной программы проводятся всевозможные концерты, тематические вечера, дебаты, конкурсы, круглые столы и другие виды активной деятельности.

Воспитательная работа образовательной программы проводится в пяти направлениях:

  • Формирование политической образованности студентов;
  • Проблемы межэтнических отношений;
  • Предотвращение преступности среди молодежи;
  • Приобщение молодежи к общечеловеческим и духовным ценностям;
  • Воспитание патриотизма.

Целью мероприятии является  выявление талантливых студентов, поддержка их творческой деятельности, а также проведение их досуга с пользой.

Студенты образовательной программы заинтересованы во всех видах деятельности образовательной программы, высшей школы, университета, города и вовлечены во все сферы учебно-академического, социально-воспитательного и научно-исследовательского процессов.

Студенты участвуют в таких культурных мероприятиях, как озеленение территории университета, субботники, организация благотворительных концертов для детей детского дома «Айналайын» и т.д.

Ежегодно среди студентов специальности «История» проходит предметная олимпиада по Истории, в программу которого входят игры брейн-ринг, тестовые вопросы и защита научных проектов.

Студенты образовательной программы «История» в летнее время проходят археологическую практику в составе республиканских экспедиций под руководством известных археологов в Казахстане.

Академическая мобильность

Обучающиеся по образовательной программы специальности 6В01601– История имеют широкие возможности для овладения современными знаниями в области теории и методики преподавания истории, позволяющими им иметь, развивать и поддерживать основополагающую профессиональную компетенцию. Строгое следование идеологии Болонской конвенции – кредитная технология обучения, академическая свобода и мобильность, возможность перезачета в кредитах ECTS – способствуют сближению программы с общенациональными и международными образцами в этом направлении. С этой целью студенты данной специальности участвуют в программе академической мобильности, а также для проведения занятий приглашаются ученые разных вузов. На основе «Положения об академической мобильности» (ВНД-ZU-15-08) налажен обмен обучающимися с внешними и внутренними вузами-партнерами,  с которыми университет заключил соответствующие договоры. В 2019-2020 учебном году по  специальности «История в рамках внешней мобильности на основе договора с Республикой Турции  Нийде Омер из университета Халисдемир обучался в группе ТҚ 311 (приказ № 941-С от 23.09.2019г.), в рамках внутренней мобильности в группе ТҚ 211 обучалась Асым Айкын из Таразского педагогического университета (приказ № 59-С от 14.01.2020г.). Во втором семестре 2020-2021 учебного года на специальности «История» cтудент группы ТҚ 211 Ержанқызы Айдана прошла обучение в Таразском региональном университете имени М.Х. Дулати (приказ № 4-С от 01.05.2021г.). В текущем учебном году из Восточно-Казахстанского университета имени С.Аманжолова в рамках внутренней академической мобильности проходит обучение Оразгалиева Е. в группе ТҚ 311 специальности «История» (приказ № 401-С от 01.04.2023г.).

Студенты, прибывшие в университет по программе академической мобильности, обеспечиваются местами в общежитии. При планировании и организации академической мобильности учитывается порядок перезачета кредитов по типу ECTS. Перезачет кредитов производится в соответствии с Правилами организации процесса по кредитной технологии обучения (Приказ МОН РК от 20 апреля 2011г. № 152) и «Положением об академической мобильности» (ВНД-ZU-15-08). На сайте университета https://zhetysu.edu.kz/ в рубрике «Обучение за рубежом» имеется вкладка «Академическая мобильность», содержащая информацию обо всех видах мобильности, доступных студентам.

В рамках Соглашения между департаментом Социальной антропологии и культурологии Университета Цюрих (Швейцария) и высшей школы гуманитарных наук ЖУ имени И.Жансугурова с 20 июня по 15 июля 2018г. прошли учебную практику студенты 3-го курса университета Цюрих Алена Хелблинг и Анита Вейленманн для проведения этнографических исследований в Талдыкорганском регионе. 

B 2017-2018 учебном году в группе ТҚ-211 в 4 семестре обучались студенты Танысбекова Мадина из Кустанайского государственного педагогического университета и Нүсіпова Толқын из Восточно-Казахстанского государственного университета, в группе ТҚ-311 – Қудайберген Айым из Аркалыкского педагогического университета имени Ы.Алтынсарина.

В целях реализации программы «Привлечение зарубежных специалистов к преподавательской деятельности» с 27 сентября по 17 ноября 2018 года доктор философии (PhD), доцент Sancak Finke Meltem (г.Цюрих, Швейцария) провела занятия студентам специальности 5В011400 – «История» (бакалавриат) по курсу «История стран Азии и Африки в средние века», магистрантам специальности 6М011400 – «История» по курсу «Теоретико-методологические проблемы этнологии».   

В целях реализации внешней академической мобильности студентов для обучения в одном академическом семестре (1 семестр) 2019-2020 учебного года в период с 02.09.2019 по 14.12.2019 обучался в группе ТҚ-311 студент из Университета имени Нийде Омер Халисдемир (Турецкая Республика) Гюнайдин Фадлула.

Также для обучения в одном академическом семестре (2 семестр) 2019-2020 учебного года в группе ИР-211 обучался студент Таразского государственного педагогического университета Асым Айқын Айдынулы.

В рамках  проекта к.и.н., ассоциированный профессор (доцент) Н.К. Байгабатова и МНС научно-образовательного центра «Рухани жаңғыру» А.Б.Кашаганова, которая является выпускницей ОП (бакалавриат 2017, магистратура 2019), прошли 2-х месячную стажировку в период с 01 марта по 30 апреля 2023 года в Департамента социальной антропологии и культурологии Университета (Швейцария)

 

В августе 2022 года подписан Меморандум о сотрудничестве с университетом Лунд (Швейцария), который является координатором данного проекта (ссылка

https://zhetysu.edu.kz/wp-content/uploads/2022/09/%D0%9B%D1%83%D0%BD%D0%B4%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%83%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%82.pdf

В рамках данных проектов для преподавателей, студентов и магистрантов образовательной программы социально-гуманитарного направления были проведены:

— 04.08.2022 г. гостевая лекция на тему «Трансформационные процессы в Центральной Азии». В качестве спикеров выступили профессор, доктор Департамента социальной антропологии и культурологии Университета Цюрих Петер Финке и доктор Мельтем Санджак (Швейцария). На лекции были рассмотрены результаты исследований спикеров о трансформационных процессах в сравнительном анализе трех стран, таких как Казахстан, Узбекистан и Монголия, за последние 30 лет независимости.

https://zhetysu.edu.kz/2022/08/08/%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%86%d0%b8%d1%8f-3/

— 06.09.2022 г. гостевая лекция профессора, доктора кафедры политологии и международных отношений университета Мармара (Турецкая Республика, г. Стамбул) Erhan Dogan на тему «Online teaching experience: advantages and disadvantages» https://zhetysu.edu.kz/2022/09/05/%d0%b3%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b5%d0%b2%d0%b0%d1%8f-%d0%bb%d0%b5%d0%ba%d1%86%d0%b8%d1%8f/  

09.2022 г. обучающий семинар — тренинг профессора, доктора кафедры политологии и международных отношений университета Мармара (Турецкая Республика, г. Стамбул) Erhan Dogan на тему «How do we produce knowledge in political science: importance of method»

https://zhetysu.edu.kz/2022/09/08/%d1%81%d0%b5%d0%bc%d0%b8%d0%bd%d0%b0%d1%80-%d1%82%d1%80%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d0%bd%d0%b3/

В целях реализации национального проекта «Ұлттық рухани жаңғыру» в августе 2022 года в Жетысуском университете им. И. Жансугурова была организована Летняя школа для преподавателей, постдокторантов и обучающихся Цюрихского университета (Швейцария). В рамках Летней школы иностранные обучающиеся прошли 2-недельные интенсивные курсы казахского языка. По спецпроекту «Туған жер» директор научно-образовательного центра «Рухани жаңғыру», к.и.н. Байгабатова Н.К. прочитала лекцию на тему «Zhetysu: the Land of Seven Rivers» для гостей из Цюрихского университета. Наряду с этим, для преподавателей и студентов Цюрихского университета была организована экскурсия в областной историко-краеведческий музей им. М. Тынышпаева. В ходе мероприятий зарубежные гости ознакомились с природой, историей Жетысуского края, артефактами культуры казахского народа.

С января 2023 года к.и.н. преподаватель-лектор Буланов Е.О. является участником проекта №304/23-25 «Гуманитарлық ғылымдар даму процесіндегі Ілияс Жансүгіров мұрасы: ХХІ ғасыр контекстінде» реализуемого ЖУ имени И. Жансугурова в рамках грантового финансирования научных исследований  Комитета науки МНВО Республики Казахстан (2023-2025 гг.). В рамках данного проекта с 01.10-07.10.2023 г. к.и.н. преподаватель-лектор Буланов Е.О. был в командировке в г. Ташкент для работы с редким фондом архивных документов в «Государственном архиве города Ташкента», «Центрального государственного архива Республики Узбекистан» и «Национальную библиотеку Узбекистана им. А.Навои».

ДОСТИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

В 2012 году открылась магистратура специальности 6М011400 - «История».

Сантаева К.Т. награждена нагрудным знаком «ЗА ЗАСЛУГИ В РАЗВИТИИ НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН» за достигнутые успехи в области науки Республики Казахстан.

Байгабатова Н.К. награждена  нагрудным знаком «ЗА УСЛУГИ В РАЗВИТИИ НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН».

По Приказу Президента РК 3 июля 2020 г. Байгабатова Н.К. награждена медалью «Қазақстан халқы Ассамблеясы 25 жыл».

Абдильдинова Л.Б. награждена нагрудным знаком «Академия лучших ученых».

В онлайн соревновании по шахматам среди мужчин преподаватель-лектор, к.и.н. Буланов Е.О. занял II место.

2020 год - «ГОД ВОЛОНТЕРА». Студент 4 курса Жумабек Еркебулан признан САМЫМ АКТИВНЫМ ВОЛОНТЕРОМ.

2023 г.

В сентябре 2023 г.
докторант Ишкалова Г.И. успешно защитила диссертацию по специальности 8D02205 -
Археология и этнология в Диссертационном совете
КазНУ имени аль-Фараби  по
специальностям История 6D020300, 8D02206 - История, 6D020800, 8D02205 -
Археология и этнология по присвоению ученой степени PhD философии на тему
«Қазақ халқының дәстүрлі аңшылығы: тарихи-этнологиялық зерттеу (ХVІІІ-ХІХғ.
басы)».

 

2024

В июне 2024 года преподаватель-лектор кафедры истории и социально-гуманитарных дисциплин Калиева Б.Т. успешно защитила ученую степень доктора философии PhD в диссертационном совете КазНПУ имени Абая по теме «Места памяти и коммеморативные практики в школе при преподавании истории в конце ХХ – начале ХХI вв. (на материалах Алматинской области)».

2024 г.

Калиева Б.Т. награждена  нагрудным знаком «Лучший молодой ученый -2024 СНГ» за вклад в развитие науки и образования.

2024

Катенов А.К. награжден нагрудным знаком "Ахмет Байтұрсынұлы" за вклад науки и образования

2024

Преподаватель-лектор кафедры «Истории и социально-гуманитарных дисциплин», к. п. н,, доцент Ашкеева Н.Н была награждена нагрудным знаком "Ғылымды дамытуға сіңірген еңбегі үшін" за выдающийся труд в сфере науки РК

НАШИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Ашкеева Нуршархан Несепбековна

Ассоциированный профессор (доцент)

Тел. +7 (7282) 22-21-23
Доп. вн. (1146)
nashkieieva@mail.ru

Подробнее

Тлеубекова Гульжан Болегеновна

Ассоциированный профессор (доцент), к.и.н.

Тел. +7 (7282) 22-21-23
Доп. вн. (1146)
tleubekova@mail.ru

Подробнее

    Байгабатова Назгуль Кажимуратовна

    Преподаватель-лектор, кандидат исторических наук

    Тел. +7 (7282) 22-21-23

    Доп. вн. (1109)

    bnk1606@mail.ru

    Подробнее

    Буланов Ержан Олжабаевич

    Преподаватель-лектор, кандидат исторических наук

    Тел. +7 (7282) 22-21-23
    Доп. вн. (1146)

    erzhan_bulanov@mail.ru

    Подробнее

    Буланов Ержан Олжабаевич

    Преподаватель-лектор, кандидат исторических наук

    Тел. +7 (7282) 22-21-23
    Доп. вн. (1146)

    erzhan_bulanov@mail.ru

    Подробнее

      Сантаева Кулимкоз Тенизбаевна

      Преподаватель-лектор, кандидат исторических наук

      Тел. +7 (7282) 22-21-23

      Доп. вн. (1146)

      samgat_aneka@mail.ru

      Подробнее

      Берикова Айган Калиевна

      Преподаватель-лектор, к.филос.н.

      Тел. +7 (7282) 22-21-23
      Доп. вн. (1146)

      aganymberikova@mail.ru

      Подробнее

      Нурбосынова Лаура Сакеновна

      Преподаватель-лектор, к.филос.н.

      Тел. +7 (7282) 22-21-23
      Доп. вн. (1146)

      73256@inbox.ru

      Подробнее

      Рахипова Сайра Касымовна

      Преподаватель-лектор, к.филос.н.

      Тел. +7 (7282) 22-21-23
      Доп. вн. (1146)

      Sayra.76@mail.ru

      Подробнее

      Катенов Амангелды Камалович

      Преподаватель-лектор, кандидат исторических наук

      Тел. +7 (7282) 22-21-23
      Доп. вн. (1146)

      katenov.a@bk.ru

      Подробнее

      Искакова Гульдария Мубаряковна

      Преподаватель-лектор

      Тел. +7 (7282) 22-21-23
      Доп. вн. (1146)

      guldaryai@mail.ru

      Подробнее

      Нурланова Гульнур Ныгметолдаевна

      Преподаватель-лектор

      Тел. +7 (7282) 22-21-23
      Доп. вн. (1146)

      smuglianka@mail.ru

      Подробнее

      Абиров Данияр Акбарович

      Преподаватель-лектор

      Тел. +7 (7282) 22-21-23
      Доп. вн. (1146)

      abirdan@mail.ru

      Подробнее

      Кабдрахманова Файина Канатовна

      Преподаватель-лектор, кандидат философских наук

      Тел. +7 (7282) 22-21-23
      Доп. вн. (1146)

      dkarataeva@mail.ru

      Подробнее

      Ишкалова Гульбану Исмагуловна

      Заведующая кафедрой, преподаватель-лектор PhD

      Тел. +7 (7282) 22-21-23
      Доп. вн. (1146)

      vensulu@mail.ru 

      Подробнее

      Калиева Бекзат Тынысбековна

      Преподаватель-лектор

      Тел. +7 (7282) 22-21-23
      Доп. вн. (1146)

      tynysbekovna@mail.ru

      Подробнее

      Калелова Жадыра Уатаевна

      Преподаватель-ассистент

      Тел. +7 (7282) 22-21-23
      Доп. вн. (1146)

      kalelova91@mail.ru

      Подробнее

      Мирзакулова Гулнур Алтинбековна

      преподаватель-лектор, магистр

      mirzakulova.gulnur@mal.ru

      Касымова Назым Бизолдакызы

      Преподаватель-лектор