Главная идея проекта заключается в разработке методики составления оценочно-обучающих задач и заданий к ним, методики обучения обучающихся решению этих задач в контексте программной концепции PISA -2021. Данный проект направлен на исследования проблем развития знаний и мыслительных навыков школьников в рамках программной концепции ОЭСР «Будущее образования и навыков: образование 2030».
Цель проекта: Разработка методических основ обучения школьников решению практико-ориентированных задач, формирование и развитие их мыслительных навыков в контексте исследований PISA
Задачи проекта:
— проведение содержательного анализа научно-исследовательских работ в рамках программной концепции ОЭСР (Организация Экономического Сотрудничества и Развития) «Будущее образования и навыков: образование 2030»;
— проведение сравнительного анализа опыта работ учителей математики в рамках формирования и развития математической грамотности у школьников;
— проведение содержательного анализа учебников по математике в контексте формирования и развития математической грамотности у школьников;
— проведение экспериментального исследования с целью выявления возникающих проблем при обучении школьников решению практико-ориентированных задач в контексте программной концепции PISA-2021;
— установление типа практико-ориентированной задачи в соответствии мыслительной деятельности, сформулированной в программной концепции PISA-2021;
— выявления признаков сформированности математической грамотности школьников в контексте программной концепции PISA-2021;
— разработка метода редукции практико-ориентированных задач к оценочно-обучающим заданиям в контексте экзаменационных заданий PISA;
— разработка оценочно-обучающих задач и заданий различного типа в соответствии с формируемыми мыслительными навыками 21 века;
— выбор (или разработка, или модификация) инновационного метода обучения школьников решению практико-ориентированных задач в контексте программной концепции PISA – 2021;
— разработка методики педагогического измерения результатов обучения школьников решению оценочных заданий PISA в рамках критериального оценивания учебных достижений учащихся;
— обучение учителей математики методам обучения школьников решению математических задач и заданий в контексте программной концепции PISA-2021
— проведение экспериментальной работы по определению эффективности разработанной методики обучения 15 летних школьников решению заданий PISA;
— математическая обработка результатов экспериментального исследования;
— обобщение результатов экспериментального исследования, выработка выводов и рекомендации.
Актуальность. Школьники Республики Казахстан с 2009 года постоянно принимают участия в международной оценке знаний и навыков по программе PISA. Результаты этих экзаменов выявили проблему развития и формирования математической грамотности у школьников РК. Недостаточная разработанность подходов решения данной проблемы обусловил актуальность темы научно-исследовательского проекта.
Научный руководитель проекта:
Нургабыл Дуйсебек Нургабылулы – доктор физико-математических наук, профессор, Жетысуский университет им. И. Жансугурова
Члены исследовательской группы:
- Сеитова Сабыркуль Макашевна – доктор педагогических наук, профессор, Жетысуский университет им. И. Жансугурова
- Кагазбаева Аспет Кенесбековна – доктор педагогических наук, профессор, Актюбинский региональный университет им. К.Жубанова,
- Гаврилова Екатерина Николаевна– доктор PhD, Жетысуский университет им. И. Жансугурова
- Жайлаубаева Назгуль Нурланкызы– докторант, Жетысуский университет им. И. Жансугурова
- Саткулов Бахтияр Багланулы– докторант, Жетысуский университет им. И. Жансугурова
- Нурпеисов Куаныш Сайлаубаевич– магистр, преподаватель, Жетысуский университет им. И. Жансугурова
- Шакен Марат Манатулы– магистр, преподаватель, Назарбаев интелектуальная школа
Список основных публикаций исполнителей проекта за период с 2018 по 2023 г.г.
- Duisebek Nurgabyl, Uaisov A.B Asymptotic behavior of the solution of a singularly perturbed general boundary value problem with boundary jumps // Numerical Methods Partial Differential Equations. –2021. Volume 37, Number 3, pp. 2375-2392. DOI:10.1002 / num. 22719 (За 2020 год: в базе данных WoS: Quartile –Q1).
- Duisebek Nurgabyl, Seitova T.M. Introducing method of generalized derivative concept in mathematics // News of the national Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan, Physico-mathematical series. -2020 -Volume 2, Number 330, pp. 120 – 126. doi.org/10.32014/2020.2518-1726.23. (За 2021 год: в базе данных WoS, Quartile – Q3).
Б) Основные публикации исследовательской группы:
- K.Zabieva, S.Seitova, R.Tasbolatova, Ye. Andasbayev ect. Methodology for using web technologies to develop the intellectual abilities of future mathematics teachers // Thinking Skills and Creativity» (Netherlands), ISSN 1871-1871, 2021. — Vol. 41, Article number 100904 р.1-16 (За 2020 год: CiteScore — 5,0, процентиль по образованию — 93.) Quartile – Q2, DOI:10.1016/j.tsc.2021.100904
- D. Toibazarov, S.Seitova The role of applied problems in the training of future mathematics teachers in the 21st // Thinking Skills and Creativity» (Netherlands), ISSN 1871-1871, 2021. — Vol. 41, Article number 100945 р.1-16 (За 2020 год: CiteScore — 5,0, процентиль по образованию — 93.) Quartile — Q1 DOI:10.1016/j.tsc.2021.100945
- Қағазбаева Ә.К. Оқушылардың функционалдық математикалық сауаттылығын дамыту [Текст] : оқу-әдістемелік құрал / Ә. К. Қағазбаева. — Алматы : Отан баспасы, 2018. — 92 бет. (Шифр 22.1я73/Қ44-454373274).
- Gavrilova, Y.N., Seitova, S.M., Kozhasheva, G.O., Tasbolatova R.,., Kydyrbaeva, G.T. Study results for methodological training of teachers of mathematics in conditions of innovation. — Periodico Tche Quimica, 2020, 17(35), pp. 391–403. URL: https://www.tchequimica.com/consultaen.php (За 2019 год: SiteScore- 1,5, Процентиль по образованию — 58%, Quartile – Q3).
- Нурпеисов К.С., Нургабыл Д.Н. Проектирование процесса обучения студентов построению плоских сечений многогранников // Вестник КазНУ им Аль-Фараби, серия педагогика -2021, №4(69).- С.138-154. https://doi.org/10.26577/JES.2021.v69.i4.13 КОКСНВО
- Нурпеисов К.С., Нургабыл Д.Н. Построения сечений многогранников методом следов // Вестник КазНПУ им. Абая, серия физико-математических наук, -2019, №4.-С.86-92. КОКСНВО
- Жайлаубаева Н.Н., Нургабыл Д.Н. Формирование междисциплинарных знаний у будущих учителей математики посредством построения дифференциальных моделей // Вестник Торайгыров университета, серия педагогическая. -2022.- № 3. –С.134-145. https://doi.org/10.48081/YYZJ7890. КОКСНВО
- Жайлаубаева Н.Н., Нургабыл Д.Н. Обучающий алгоритм составления дифференциальных моделей в контексте формирования междисциплинарных знаний // Вестник КазНПУ им Абая, серия педагогика -2022, 74(2). -С.144-154. https://doi.org/10.51889/2022-2.1728-5496.16. КОКСНВО
- Шакен М.М., Нургабыл Д.Н. Моделирование формативного оценивания учебных достижений учащихся // Вестник КазНацЖенПУ -2020, №4.-С.16-24. КОКСОН
- Шакен М.М., Нургабыл Д.Н Сағат А.Б.Блум таксномиясы негізінде оқушы білімін бағалаудың кейбір өзекті мәселелері // Қазақ білім академиясының баяндамалары №2, 2020, С. 161-170. КОКСОН