PISA зерттеулері аясында мектеп оқушыларының математикалық сауаттылығын қалыптастыру және дамыту әдістемесін әзірлеу (2023-2025)

         Главная идея проекта заключается в разработке методики составления оценочно-обучающих задач и заданий к ним, методики обучения обучающихся решению этих задач   в контексте программной концепции PISA -2021. Данный  проект направлен на исследования проблем развития  знаний и мыслительных навыков школьников в рамках программной концепции ОЭСР  «Будущее образования и навыков: образование 2030».

Цель проекта: Разработка методических основ обучения школьников решению практико-ориентированных задач, формирование и развитие их мыслительных навыков  в контексте исследований PISA

Задачи проекта:

— проведение содержательного анализа научно-исследовательских работ в рамках программной концепции ОЭСР (Организация Экономического Сотрудничества и Развития) «Будущее образования и навыков: образование 2030»;

— проведение сравнительного анализа опыта работ учителей математики в рамках формирования и развития математической грамотности у школьников;

— проведение содержательного анализа учебников по математике в контексте формирования и развития математической грамотности у школьников;

—  проведение экспериментального исследования с целью выявления возникающих проблем при обучении школьников решению практико-ориентированных задач в контексте программной концепции PISA-2021;

— установление типа практико-ориентированной задачи в соответствии мыслительной деятельности,  сформулированной в программной концепции  PISA-2021;

— выявления признаков сформированности математической грамотности школьников в контексте программной концепции PISA-2021;

— разработка метода редукции практико-ориентированных задач к оценочно-обучающим заданиям в контексте экзаменационных заданий  PISA;

— разработка оценочно-обучающих задач и заданий различного типа в соответствии с формируемыми мыслительными навыками 21 века;

— выбор (или разработка, или модификация) инновационного метода обучения школьников решению практико-ориентированных задач в контексте программной концепции PISA – 2021; 

— разработка методики педагогического  измерения результатов обучения школьников решению оценочных заданий PISA в рамках критериального оценивания учебных достижений учащихся;

— обучение учителей математики методам обучения школьников  решению математических задач и заданий в контексте программной концепции PISA-2021

— проведение экспериментальной работы по определению эффективности  разработанной методики обучения  15 летних школьников решению заданий PISA; 

—   математическая обработка результатов экспериментального исследования;

— обобщение результатов экспериментального исследования, выработка выводов и рекомендации. 

Актуальность. Школьники Республики Казахстан с 2009 года  постоянно принимают участия в международной оценке знаний и навыков по программе PISA. Результаты этих экзаменов выявили проблему развития и формирования математической грамотности у школьников РК. Недостаточная разработанность подходов решения данной проблемы обусловил актуальность темы научно-исследовательского проекта.

Научный руководитель проекта:

Нургабыл Дуйсебек Нургабылулы –  доктор физико-математических наук, профессор, Жетысуский университет им. И. Жансугурова

Члены исследовательской группы:

  1. Сеитова Сабыркуль Макашевна – доктор педагогических наук, профессор, Жетысуский университет им. И. Жансугурова
  2. Кагазбаева Аспет Кенесбековна – доктор педагогических наук, профессор, Актюбинский региональный университет им. К.Жубанова,
  3. Гаврилова Екатерина Николаевна– доктор PhD, Жетысуский университет им. И. Жансугурова
  4. Жайлаубаева Назгуль Нурланкызы– докторант, Жетысуский университет им. И. Жансугурова
  5. Саткулов Бахтияр Багланулы– докторант, Жетысуский университет им. И. Жансугурова
  6. Нурпеисов Куаныш Сайлаубаевич– магистр, преподаватель, Жетысуский университет им. И. Жансугурова
  7. Шакен Марат Манатулы– магистр, преподаватель, Назарбаев интелектуальная школа

 Список основных публикаций исполнителей проекта за период с 2018 по 2023 г.г.

  1. Duisebek Nurgabyl, Uaisov A.B Asymptotic behavior of the solution of a singularly perturbed general boundary value problem with boundary jumps // Numerical Methods Partial Differential Equations. –2021. Volume 37, Number 3, pp. 2375-2392. DOI:10.1002 / num. 22719 (За 2020 год: в базе данных WoS: Quartile –Q1).
  2. Duisebek Nurgabyl, Seitova T.M. Introducing method of generalized derivative concept in mathematics // News of the national Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan, Physico-mathematical series. -2020 -Volume 2, Number 330, pp. 120 – 126. doi.org/10.32014/2020.2518-1726.23. (За 2021 год:  в базе данных WoS, Quartile – Q3).

Б) Основные публикации исследовательской группы:

  1. K.Zabieva, S.Seitova, R.Tasbolatova, Ye. Andasbayev ect. Methodology for using web technologies to develop the intellectual abilities of future mathematics teachers // Thinking Skills and Creativity» (Netherlands), ISSN 1871-1871, 2021. — Vol. 41, Article number 100904 р.1-16 (За 2020 год: CiteScore  — 5,0, процентиль по образованию — 93.) Quartile – Q2, DOI:10.1016/j.tsc.2021.100904
  2. D. Toibazarov, S.Seitova The role of applied problems in the training of future mathematics teachers in the 21st // Thinking Skills and Creativity» (Netherlands), ISSN 1871-1871, 2021. — Vol. 41, Article number 100945 р.1-16 (За 2020 год:  CiteScore  — 5,0, процентиль по образованию — 93.) Quartile — Q1 DOI:10.1016/j.tsc.2021.100945
  3. Қағазбаева Ә.К. Оқушылардың функционалдық математикалық сауаттылығын дамыту [Текст] : оқу-әдістемелік құрал / Ә. К. Қағазбаева. — Алматы : Отан баспасы, 2018. — 92 бет. (Шифр 22.1я73/Қ44-454373274).
  4. Gavrilova, Y.N.Seitova, S.M.Kozhasheva, G.O. Tasbolatova R.,.Kydyrbaeva, G.T. Study results for methodological training of teachers of mathematics in conditions of innovation. — Periodico Tche Quimica,  2020, 17(35),  pp. 391–403. URL: https://www.tchequimica.com/consultaen.php (За 2019 год: SiteScore- 1,5, Процентиль по образованию — 58%, Quartile – Q3).
  5. Нурпеисов К.С., Нургабыл Д.Н. Проектирование процесса обучения студентов построению плоских сечений многогранников // Вестник КазНУ им Аль-Фараби, серия педагогика -2021, №4(69).- С.138-154. https://doi.org/10.26577/JES.2021.v69.i4.13 КОКСНВО
  6. Нурпеисов К.С., Нургабыл Д.Н. Построения сечений многогранников методом следов // Вестник КазНПУ им. Абая, серия физико-математических наук, -2019, №4.-С.86-92. КОКСНВО
  7. Жайлаубаева Н.Н., Нургабыл Д.Н. Формирование междисциплинарных знаний у будущих учителей математики посредством построения дифференциальных моделей // Вестник Торайгыров университета, серия педагогическая. -2022.- № 3. –С.134-145. https://doi.org/10.48081/YYZJ7890. КОКСНВО
  8. Жайлаубаева Н.Н., Нургабыл Д.Н. Обучающий алгоритм составления дифференциальных моделей в контексте формирования междисциплинарных знаний // Вестник КазНПУ им Абая, серия педагогика -2022, 74(2). -С.144-154. https://doi.org/10.51889/2022-2.1728-5496.16. КОКСНВО
  9. Шакен М.М., Нургабыл Д.Н. Моделирование формативного оценивания учебных достижений учащихся // Вестник КазНацЖенПУ -2020, №4.-С.16-24. КОКСОН
  10. Шакен М.М., Нургабыл Д.Н Сағат А.Б.Блум таксномиясы негізінде оқушы білімін бағалаудың кейбір өзекті мәселелері // Қазақ білім академиясының баяндамалары №2, 2020, С. 161-170. КОКСОН