Образовательная программа «Русский язык и литература»

Основная информация

Образовательные программы включают в себя:

В настоящее время в реализации образовательных программ по базовым и профилирующим дисциплинам принимают участие 5 кандидатов наук, 3 преподавателя-лектора, 2 преподавателя-ассистента.

Профессорско-преподавательский состав:

  1. Есимкулов Бахыт Нусупбекович – кандидат филологических наук, руководитель образовательных программ русского языка и литературы, преподаватель-лектор.
  2. Ли Эмма Викторовна — кандидат филологических наук, ассоциированный профессор (доцент).
  3. Ауелбекова Бакитжан Алпамышовна — кандидат филологических наук, ассоциированный профессор (доцент).
  4. Сералиева Наиля Жумагалиевна – кандидат педагогических наук, ассоциированный профессор (доцент).
  5. Щербовских Ирина Геннадьевна — кандидат филологических наук, преподаватель-лектор.
  6. Рысдаулетова Ботагоз Тынысбековна – магистр, преподаватель-лектор.
  7. Абайдельданова Меруерт Кебековна — магистр, преподаватель-лектор.
  8. Чеснокова Кристина Александровна — магистр, преподаватель-лектор.
  9. Жазыбекова Айсұлу Кенжетаевна — магистр, преподаватель-асистент.
  10. Джиренбаева Гульнар Нуржановна – преподаватель-ассистент.

Количество студентов по образовательной программе в 2023-2024 учебном году составляет: 

Курс

Общее количество

Государственный грант

Платно

Грант МИО

6В01703 – «Русский язык и литература» (бакалавриат)

1 курс

11

9

2

 

2 курс

3

2

 

1

3курс

9

8

1

 

4 курс

4

2

1

1

6В01704 – «Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения» (бакалавриат)

1 курс

17

9

8

 

2 курс

16

10

1

5

3курс

11

5

4

2

4 курс

4

3

1

 

7М01402 – «Русский язык и литература» (магистратура)

1 курс

2

1

1

 

2 курс

4

4

  
      

 Материально-техническое оснащение

Студенты образовательных программ учатся в учебном корпусе №1. Занятия проходят в оборудованных интерактивными досками аудиториях №125 им. М.Жолдасбекова, №129 им. В.Г.Салагаева,  аудиториях 128, 131, 132. В аудитории  №123 разместился ресурсный центр.

история образовательной программы
1973

Кафедра русского языка и литературы является старейшей кафедрой университета, основанной в первые дни открытия ТКПИ им. И. Жансугурова.

За время существования кафедра неоднократно претерпевала структурные изменения. Когда прием на специальности «Русский язык и литература» и «Русский язык и литература в национальной школе» в советские времена достиг своего апогея (на первый курс принимали 100 человек), функционировали 4 родственные кафедры: русского языка, русской и зарубежной литературы, практического русского языка, методики преподавания русского языка и литературы.

В разные годы этими кафедрами заведовали профессор, доктор филологических наук Е.А.Седельников; доцент Б.Г.Малеев,  профессор Э.В. Ли,  доцент К.К.Ахмедьяров, позже доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка КазНУ им. Аль-Фараби; доцент В.И.Масик, профессор Л.В.Зорина, старшие преподаватели Н.Я.Кутман, К.А.Амандосова,  М.Б.Курманов, доцент Л.Н.Ротова, доцент  Н.Ж.Сералиева, кандидат педагогических наук, старший преподаватель Абжаков Т.Д.

1975

На кафедре в свое время работали профессор, кандидат филологических наук, впоследствии декан факультета, а затем и ректор университета Салагаев Валерий Георгиевич; доцент, к.ф.н. Верещагина Валентина Степановна; доцент, к.ф.н. Какильбаева Энкар Толымхановна; доцент, к.ф.н. Алимов Асхат Камзаевич; доцент, к.ф.н. Мухамадиев Хафис Сихватович; доцент, к.ф.н. Тезекбаев Мукатай Тлеубаевич; к.п.н., доцент Сегизбаева Марияш Акашевна; доцент, к.ф.н. Марияш Накисбаевна Джумартова; доцент, к.п.н., ответственный за профориентационную работу Нурия Акбулатовна Кожабекова; старший преподаватель, к.ф.н. Алия Алькеновна Алькенова; заместитель декана по учебной работе, старший преподаватель Афиндеев Рафхат Валиахметович; старший преподаватель, Национальный тренер Фонда «Сорос-Казахстан» по программе «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Мурат Байлиевич Курманов.

2006

Долгое время заведовал кафедрой русского языка и литературы профессор Бисенкулов Муса Казимович, под руководством которого кафедра успешно осуществляла  учебно-воспитательную и научную деятельность.

Кафедра с энтузиазмом проводила учебную, научную и воспитательную работу, как со студентами университета, так и с молодежью города. Студенты и школьники принимали активное участие в заседаниях  клуба «Поэтическая пятница», который объединял любителей поэзии и начинающих поэтов. Учащиеся школ и колледжей, студенты университета с удовольствием состязались в интеллектуальных брейн-рингах, которые  кафедра проводила совместно с городским комитетом по делам молодежи, туризма и спорта. На летних каникулах студенты специальности скурпулезно собирали фольклор Жетысу, а на конкурсах КВН и смотрах художественной самодеятельности нашим студентам не было равных. Не было равных филологам и на спортивных площадках. На страницах городских и областных газет регулярно публиковались стихи и рассказы студентов-филологов, в ежегодных сборниках лучших студенческих работ научные сообщения филологов занимали достойное место.

2022

В настоящее время образовательными программами русского языка и литературы: 6В01703 – «Русский язык и литература», 6В01704 – «Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения», 7М01702 – «Русский язык и литература» руководит к.ф.н. Есимкулов Бакыт Нусупбекович.

Реализацией образовательных программ занимаются опытные преподаватели ассоциированные профессора Ли Э.В., Ауелбекова Б.А., Сералиева Н.Ж., к.ф.н. Щербовских И.Г.; магистры Абайдельданова М.К., Рысдаулетова Б.Т., Чеснокова К.А., Жазыбекова А.К., учитель-исследователь школы-гимназии №10, ассистент Джиренбаева Г.Н. По линии внешней академической мобильности занятия в магистратуре проводит доктор филологических наук, профессор института Славистики Цюрихского университета Буренина-Петрова О.

 Профессорско-преподавательским составом ОП русского языка и литературы успешно разрабатываются и внедряются дисциплины, формирующие научно-исследовательские компетенции студентов и магистрантов на международном уровне; увеличивается доля приглашенных зарубежных лекторов, участвующих в чтении лекций и семинаров по изучению основ современных научных исследований.

В 2022 году образовательные программы 6В01703 – «Русский язык и литература», 7М01702 – «Русский язык и литература» успешно прошли специализированную аккредитацию. Наряду с положительной оценкой деятельности преподавателей образовательных программ, перед нами встали новые задачи, связанные с расширением программ внешней и внутренней академической мобильности, с заключением целевых договоров на подготовку специалистов.

образовательные программы
УЧЕБНО–МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Работа методической группы образовательных программ в 2022-2023 учебном году ведется согласно плану Методического совета университета и высшей школы.

ППС образовательных программ систематически проводит работу по оценке эффективности и качества преподавания. С этой целью подводятся итоги работы преподавателей за учебный год, налажено взаимное посещение преподавателями занятий коллег, проведение открытых занятий с их последующим обсуждением.

Преподаватели, осуществляющие реализацию образовательных программ, активно используют в учебном процессе инновационные методики и современные интерактивные педагогические методы обучения, что способствует более успешному освоению  образовательных программ обучающимися. В разное время ППС ОП  пройдено обучение на курсах повышения квалификации по вопросам применения современных интерактивных педагогических технологий, которые сегодня широко используются в ходе проведения занятий. Преподаватели широко применяют различные технологии методики развития критического мышления через чтение и письмо.

В ходе лекционных и практических занятий в учебный процесс, по возможности, внедряются результаты научных исследований преподавателей. Так, материалы учебного пособия Щербовских И.Г. «Принцип бинарности в поэзии Ф.И.Тютчева» (2019 г.), коллективных учебных пособий «Анализ поэтического текста» (2010 г.) и «Анализ художественного прозаического текста» (2018 г.), предлагающих образцы комплексного анализа художественных произведений разных жанров, используются в ходе преподавания дисциплин «Методы лингвистического  и литературоведческого анализа текста», «Комплексный анализ художественного текста» (Ли Э.В.), «Слово в художественном тексте» (Есимкулов Б.Н.). Материалы учебного пособия Ауелбековой Б.А. «Инновационные технологии в высшей школе» используются автором в ходе преподавания дисциплин модуля «Современные проблемы филологических дисциплин и методика преподавания» («Инновационные технологии в обучении русской литературе» / «Методы преподавания литературы в ВУЗах в обновлённом контексте»). Технологии, охарактеризованные в данном учебном пособии, также используются остальными преподавателями на занятиях по дисциплинам образовательных программ.

За последние годы при авторстве профессорско-преподавательского состава образовательных программ были выпущены следующие учебники, учебно-методические, учебные пособия:

Сведения о научных трудах образовательных программ за последние 5 лет:

ФИО ППС

НАЗВАНИЕ И ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ

2018 год

1

Ли Э.В.

Смысловая близость лексических единиц в художественном произведении Международный научно-популярный журнал «Наука и жизнь Казахстана». Филология, №4 (60), 2018. – Астана, 2018. – с.278-282.

2

Абайдельданова М.К.

Применение метода Кейс-стади в учебном процессе высшей школы // Международный научно-популярный журнал «Наука и жизнь Казахстана», №3, г.Астана, 2018 г.

3

Болгар К.А., Абайдельданова М.К.

 

Хронотоп дома в творчестве Л.Петрушевской.

Международный научно-популярный журнал «Наука и жизнь Казахстана», №4(60), г.Астана, 2018 г. стр. 221-223.

4

Щербовских И.Г.

 

Семантический комплекс «горнее – дольнее» в лирике Ф.И.Тютчева //

Наука и жизнь Казахстана. – Международный научно-популярный журнал. – 2018. – №4(60). – Филология. – Астана, 2018, с.290-293.

5

Абайдельданова М.К. и др.

Лингвостилистические особенности языка Интернета.

Материалы научно-практической конференции молодых ученых и студентов «XXI ВЕК: НАУКА И ИННОВАЦИЯ», г.Талдыкорган, 13 апреля 2018 г.

2019 год

1

Щербовских И.Г.

Принцип бинарности в поэзии Ф.И.Тютчева. Учебное пособие. – Талдыкорган, 2019. – 181 с.

2

Сералиева Н.Ж., Щербовских И.Г., Болгар К.А.

Specific use of information computer  technologies in teaching philological disciplines// Science and liefe of Razakhstan/Наука и жизнь Казахстана. Международный научный журнал. №4 (81), 2019.

3

Сералиева Н.Ж., Щербовских И.Г., Есимкулов Б.Н.

On the use of modular teaching technology  in practical course of Russian language// Science and liefe of Razakhstan/Наука и жизнь Казахстана. Международный научный журнал. № 5/3, 2019.

4

Сералиева Н.Ж.

Изучение спортивной терминологии на занятиях по русскому языку студентами казахского отделения специальности «Физическая культура и спорт» //  Проблемы современного филологического образования. Сборник научных статей. Отв. ред. В.А. Коханова. 2019. С. 251-256

5

Есимкулов Б.Н., Щербовских И.Г.

Анализ синтагматических отношений глагольных полисемантов в аспекте лексико-синтаксической координации //  Вестник ЗКГУ. 2019. № 2 (74). С. 342-352.

6

 

Есимкулов Б.Н.

 

Проблематика исследований в области функциональной лексикологии // Вестник ЗКГУ. 2019. № 2 (74). С. 248-257.

7

 

Абайдельданова М.К. и др.

 

Проблема развития интеллектуальной активности студентов в процессе обучения // Вестник КазНУ им.аль-Фараби (серия филологическая), №2, 2019. С.200-205

8

Абайдельданова М.К.

 

Развитие интеллектуальной активности студентов-филологов при выполнении СРС // Вестник КазНУ, серия: филологическая, №3 (175), 2019. С.166-171

9

 

Болгар К.А., Щербовских И.Г., Сералиева Н.Ж. 

 

Средства создания комического эффекта и иронии в постмодернистском тексте // Наука и жизнь Казахстана. Международный научный журнал. №4 (81), 2019. С.205-214

10

Есимкулов Б.Н.

Функциональные свойства относительных значений глагольных полисемантов в текстовых фрагментах с обязательной и необязательной позицией пространственного распространителя // Наука и жизнь Казахстана: Международный научный журнал. -2019.-№12/2, с.250-256

11

Есимкулов Б.Н.

 

Пространственные ориентиры в описании типовой лексической сочетаемости // Наука и жизнь Казахстана: Международный научный журнал. -2019.-№10/2, с.277-283

12

 

Есимкулов Б.Н.

 

Объектные ориентиры в описании типовой лексической сочетаемости // Наука и жизнь Казахстана: Международный научный журнал. -2019.-№10/2, с.284-292

13

 

Есимкулов Б.Н.

Взаимная обусловленность частотности и регулярности значений в семантической структуре глагольного полисеманта // Вестник АНПУ им. Абая.-2019.-№3 (69). – с.46-50

14

 

Есимкулов Б.Н.

Синтагматика относительных значений глагольных полисемантов и их текстовая репрезентация // Наука и жизнь Казахстана: Международный научный журнал. -2019.-№12/2, с.257-263

15

Есимкулов Б.Н., Щербовских И.Г., Сералиева Н.Ж.

Роль синтагматических факторов в реализации абсолютных и относительных значений глагольных полисемантов // Наука и жизнь Казахстана. Международный научный журнал. №6/2, 2019. С 207-213

16

Щербовских И.Г., Болгар К.А., Сералиева Н.Ж.

Система отражений в лирике Ф.И. Тютчева // Наука и жизнь Казахстана. Международный научный журнал. №4 (81), 2019 С.317-324

17

Щербовских И.Г., Сералиева Н.Ж., Есимкулов Б.Н.

Принцип бинарности в образной семантике лирики Ф.И.Тютчева // Наука и жизнь Казахстана. Международный научный журнал. № 6/1, 2019. С.215-222

18

Щербовских И.Г., Сералиева Н.Ж., Есимкулов Б.Н.

Мотив границы в лирике Ф.И. Тютчева // Наука и жизнь Казахстана: Международный научный журнал. -2019.-№5/3, с.195-203

19

 

 

Щербовских И.Г.

Means of creations of comic effect and irony in postmodern text // Наука и жизнь Казахстана. – Международный научный журнал. – 2019. – №4(81). – Астана, 2019, с.205-214. (в соавт.).

20

 

Щербовских И.Г.

Формирование общекультурной компетентности студентов в образовательном процессе // Наука и жизнь Казахстана. – Международный научный журнал. – 2019. – №6/1. – Астана, 2019, с.148–151.  (в соавт.).

21

Абайдельданова М.К.

Особенности казахского молодежного жаргона. VI Международные Фарабиевские чтения, Алматы, Казахстан, 2019.

22

 

Абайдельданова М.К.

Особенности функционирования понятия интеллектуальная активность в современном русском языке. // Вестник КазНУ им.аль-Фараби (филологическая), №2, 2019 г. спец.выпуск

23

Абайдельданова М.К.

Мотив как движущая сила интеллектуальной активности студентов. V Международная научно-практическая конференция «Наука и образование в современном мире: вызовы ХХI века», г.Нур-Султан, 6-7 декабря 2019. С.86-89

24

 

 

 

 

Ли Э.В.

Влияние идейно-образной стороны произведения на изменение семантической структуры слова // Международная научно-практическая конференция «Русский язык и литература в современном образовательном пространстве: теория и практика». – Алматы, Казахстан, 28.02.2019, с. 89-93

25

 

 

Рысдаулетова Б.Т.

Роль информационно-коммуникационных технологий в формировании языковой компетенции студентов/ Евразийский союз ученых (научный журнал) №8 (65): Москва, 2019 г., с.21-25   

2020 год

1

Рысдаулетова Б.Т. и др.

Modern teaching methods // Проблемы интеграции в современном образовании. Международная научно-практическая конференция. 2020. С. 58-64.

2

Сералиева Н.Ж. и др.

 

Работа над текстом на уроках русского языка и литературы в старших классах НИШ // Проблемы современного филологического образования. Сборник научных статей X Всероссийской научно-практической конференции. Отв. редактор В.А. Коханова. 2020. С. 145-151.

3

Абайдельданова М.К.

Intellectual activity as a component of professional competencies of future specialists // Международный научный журнал «Наука и жизнь Казахстана» №11/1 (144) 2020. С.136-140

4

Щербовских И.Г.

Особенности поэтики стихотворения Ф.И.Тютчева «Проблеск» // Наука и жизнь Казахстана. – Международный научный журнал. – 2020. – №12/4 (150). – Астана, 2020.  – С. 427–432.

5

Щербовских И.Г.

Лексический повтор как средство актуализации смысла в художественном произведении // Наука и жизнь Казахстана. – Международный научный журнал. – 2020. – №12/4 (150). – Астана, 2020.  – С. 433–438.

6

Рысдаулетова Б.Т.

Функциональные особенности интертекстуальных включений в брачном объявлении // Материалы республиканской научно-практической конференции «Экономика. Бизнес. Образование» – Талдыкорган, ЖУ имени И.Жансугурова, 2020, с.143-146

7

Абайдельданова М.К.

Русский язык в Казахстане: дифференциация программ обучения. // Сборник тезисов Международной научной конференции, посвященной 90-летию профессора Серафимы Алексеевны Хаврониной «Русский язык в современном научном и образовательном пространстве». — Москва, РУДН, 28–29 октября 2020 (в соавторстве).

8

Абайдельданова М.К.

Интеллектуальная активность как составляющая профессиональных компетенций и алгоритм ее формирования // 50 Международная научно-методическая конференция «Современная интерпретация педагогической концепции аль-Фараби в условиях цифровизации образования», посвященная 1150-летнему юбилею аль-Фараби. Сборник, книга 1. 2020

9

Абайдельданова М.К.

Когнитивная сущность интеллектуальной активности и обучающие технологии // Вестник КазНУ, серия: филологическая, №2. Спец.выпуск 2020

10

Рысдаулетова Б.Т.

Роль информационно-коммуникационных технологий в формировании языковой компетенции студентов/ Евразийский союз ученых (научный журнал) №8 (65): Москва, 2019 г., с.21-25  

11

Рысдаулетова Б.Т.

Формальные особенности интертекстуальных включений в брачном объявлении. Вестник Жетысуского университета имени И.Жансугурова (научный журнал). – Талдыкорган, 2020, с.89-93    

2021 год

1

Сералиева Н.Ж.

Межъязыковой перенос как положительный и отрицательный факторы овладения вторым языком (транспозиция и интерференция).  В сб.материалов Международной научно-практической конференции «Лингвометодическая школа в Республике Татарстан: история и современность» (К 100-летию со дня рождения выдающего ученого-методиста, яркого представителя Казанской лингвометодической школы —  Шакировой Лии Закировны). Казань, (16-17 февраля) 2021

2

Ли Э.В.

Категория интертекстуальности и интерпретация художественного текста eLIBRARY ID: 46337720 «Заметки ученого».Общество с ограниченной ответственностью «Приоритет» (Ростов-на-Дону). Номер 7-1. Год 2021. С.107-113

3

Ауелбекова Б.А.

Тема искусства и природы в романе С.Елубаева «Одинокая юрта». 119 стр. Научно-практический журнал «Заметки ученого », № 7 / 2021 г. , 1 часть, г . Ростов -на — Дону

4

Абайдельданова М.К. и др.

 

Преимущество WEB -квеста как инновационного метода в условиях дистанционного формата образования // Заметки ученого. 2021. № 7-1. С. 184-188.

5

 

Сералиева Н.Ж.

 

О преподавании русского языка как неродного по модульной технологии // Общество. 2021. № 4 (23). С. 114-117.

6

Рысдаулетова Б.Т.

Эстетическая оценка лица человека в казахском и русском языках // Устойчивое развитие территорий: теория и практика. Материалы II Международной научно-практической конференции. Сибай, 2021. С. 207-210.

7

Рысдаулетова Б.Т.

 

Понятие внешней и внутренней красоты в человеке в русском и казахском языках // Шаг в науку. Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции с участием студентов. Грозный, 2021. С. 384-386. (в соавторстве).

 

8

Сералиева Н.Ж., Рысдаулетова Б.Т.

 

Роль и значение сопоставительно-типологического описания языков в практике усвоения второго языка // Научный потенциал. 2022. № 1 (36). С. 97-100.

9

Абайдельданова М.К. и др.

Интеллектуальная активность и цифровизация – реалии нового формата высшего лингвистического образования // Вестник ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, серия Филология, №2 (135), 2021. Стр. 110-119

10

Сералиева Н.Ж.

О модульной  технологии обучения русскому языку // «Жансүгуровские чтения» Республиканская научно-практическая конференция. —  Талдыкорган, 2021, 194-197 стр.

2022 год

1

Сералиева Н.Ж., Рысдаулетова Б.Т.

Роль и значение сопоставительно-типологического описания языков в практике усвоения второго языка//Информационное пространство современной науки : Материалы   XXIII Международной научной конференции

(г. Чебоксары, Россия, 31 января 2022 г.)  // Научный потенциал. – 2022. –

№ 1(36). С.97-100.

2

Сералиева Н.Ж. 

О методическом обеспечении педагогической практики студентов образовательной программы «Русский язык и литература»

В сб.материалов XII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Современное филологическое образование: проблемы и перспективы».  Москва 15 апреля 2022    РИНЦ

3

Сералиева Н.Ж.

Виды практических работ с текстами на уроках русского языка и литературы для развития исследовательских навыков учащихся//Информационное пространство современной науки:  Материалы   XXIV Международной научной конференции (Чебоксары: НИИ педагогики и психологии,2022,  Научный потенциал, 2022, № 2(37)-С.58-62. (в соавторстве).

4

Сералиева Н.Ж.

О развитии навыков саморегулируемого обучения   на уроках русского языка и литературы. В сб.материалов Международной научно-практической конференции «Филологические науки в образовательном пространстве Республики Казахстан», посвященной 50-летию университета (21 апреля 2022 года)(в соавторстве).

5

Абайдельданова М.К., Чеснокова К.А.

The development of cognitive independence of students in the study of the practical course of Russian language // Современная школа России. Вопросы модернизации. №1 (38, т.2), январь 2022, стр.44-46.

6

Чеснокова К.А.

Представления Л.Н.Толстого о человеке в свете философско-эстетических категорий // Материалы международной научно-практической онлайн конференции «Филологические науки в образовательном пространстве Республики Казахстан» Талдыкорган, Жетысуский университет им.И.Жансугурова, 2022, стр.271-275.

7

Чеснокова К.А.

Принципы создания портрета в прозе Л.Н.Толстого 1870-1880-х гг. // LXXXVI Международная научная конференция «Актуальные научные исследования в современном мире» (26-27 июня 2022 г).

8

Чеснокова К.А.

Особенности раскрытия категорий добра, зла, красоты и свободы в творчестве Ф.М.Достоевского // Научно-практический журнал «Заметки ученого», №7, 2022, стр. 86-91.

9

Абайдельданова М.К.

Активизация учебно-познавательной деятельности обучающихся в условиях современного образования // Материалы Международной научно-практической онлайн-конференции «Филологические науки в образовательном пространстве Республики Казахстан», 2022, стр. 5-10.

10

Есимкулов Б.Н.

О новом подходе в лингвистике // Материалы Международной научно-практической онлайн-конференции «Филологические науки в образовательном пространстве Республики Казахстан», 2022, стр. 72-76 (в соавторстве).

11

Жазыбекова А.К.

Оқушылардың танымын қалыптастырып дамытудың мүмкіндіктері // Материалы Международной научно-практической онлайн-конференции «Филологические науки в образовательном пространстве Республики Казахстан», 2022, стр. 76 -81.

12

Ли Э.В.

Современные языковые явления и история русского языка // Материалы Международной научно-практической онлайн-конференции «Филологические науки в образовательном пространстве Республики Казахстан», 2022, стр. 144-148.

13

Сералиева Н.Ж.

О развитии навыков саморегулируемого обучения на уроках русского языка и литературы // Материалы Международной научно-практической онлайн-конференции «Филологические науки в образовательном пространстве Республики Казахстан», 2022, стр. 223-227 (в соавторстве).

14

Рысдаулетова Б.Т.

Способы выражения эстетической оценки фигуры человека в русской/казахской языковых картинах мира. Журнал «Вестник Жетысуского университета имени Ильяса Жансугурова» №1, 2022.

15

Абайдельданова М.К.

Кейс-метод как способ развития интеллектуальной активности студентов-филологов //  ЕВРАЗИЯ-2022: социально-гуманитарное пространство в эпоху глобализации и цифровизации: материалы Международного научного культурно-образовательного форума (Челябинск, 6–8 апреля 2022 г.) / под ред. Т. Ф. Семьян, Т. Е. Абрамзон, Л. А. Нефедовой. – Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2022. – 656 с. (Том IV. Актуальные проблемы современной гуманитарной науки).

 

Учебно-методические семинары и тренинги, организованные ППС образовательных программ русского языка и литературы

19 декабря 2019 года на гуманитарном факультете прошел однодневный обучающий семинар для преподавателей и студентов, посвящённый вопросам специфики обновленного содержания среднего образования Республики Казахстан. Организаторами семинара выступили: ППС образовательных программ русского языка и литературы и филиал Центра педагогического мастерства города Талдыкорган в лице тренера Абишевой Р.Б. В работе семинара приняли участие к.п.н. Сералиева Н.Ж., к.ф.н. Щербовских И.Г., магистр Рысдаулетова Б.Т., студенты 3 и 4 курсов специальностей «Русский язык и литература» и «Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения».

     03 мая 2019 г. в ЖУ им. И.Жансугурова состоялась первая научно-практическая конференция учителей русского языка и литературы средних школ Алматинской области на тему: «Теория и практика преподавания русского языка и литературы в образовательных учреждениях РК в контексте обновленной программы». Основная цель конференции: обмен педагогическим опытом в преподавании русского языка и литературы, а также проведение обучающих семинаров. Работа конференции велась по трем направлениям:

  1. Особенности обучения русскому языку и литературе в рамках обновленного содержания образования;
  2. Текст как средство развития личности;
  3. Новые подходы в обучении русскому языку и литературе в образовательных учреждениях Казахстана.

        В рамках конференции были проведены мастер-классы и организован круглый стол «Проблемы внедрения обновленной программы в школах Казахстана». В завершение участникам были вручены сертификаты, а также материалы научно-практической конференции. Конференция была организована кафедрой журналистики и филологии, областным учебно-методическим центром развития образования, филиалом центра педагогического мастерства г.Талдыкорган.

7 декабря 2021 года  в режиме online состоялся обучающий семинар для студентов 4 курса специальности «Русский язык и литература» на тему «Особенности современного урока в рамках обновления содержания образования» с участием методиста областного учебно-методического центра развития образования ГУ «Управление образования Алматинской области» Торпаковой А.А.

 

10 декабря 2021 в режиме online состоялся обучающий семинар для студентов 4 курса специальности «Русский язык и литература» на тему «Планирование и оценивание как основные инструменты учителя» с участием учителя-исследователя КГУ «Средняя школа-гимназия №12» Носковой Л.А., учителя-мастера, школьного тренера КГУ «Средняя школа-гимназия №12» Филимоновой Е.Р.

Научно-исследовательская деятельность

ППС кафедры были опубликованы следующие учебные и учебно-методические пособия:

  1. Ауелбекова Б.А., Бисенкулов М.К., Курманов М.Б., Ли Э.В. «Анализ художественного прозаического произведения», 2018;
  2. Есимкулов Б.Н. «Словосочетание в аспекте лексико-синтаксической координации», 2018;
  3. Курманов М.Б. Интерактивные методы и формы обучения в вузе. Учебно-методическое пособие для преподавателей. – Талдыкорган, 2018. – 122 с.
  4. Щербовских И.Г. «Принцип бинарности в поэзии Ф.И.Тютчева», 2019.
  5. Есимкулов Б.Н. Лексическое значение слова и сочетаемость: Учебное пособие. –Талдыкорган: ЖГУ, 2020.- 153 с.
  6. Ауелбекова Б.А. и др. Инновационные технологии в высшей школе. Учебное пособие. 2021г.
  7. Сералиева Н.Ж. Электронное учебное пособие «Сборник текстов по русскому языку». Авторское свидетельство № 25430 от 25.04.2022

 Статьи профессорско-преподавательского состава, опубликованные в журналах, включенных в базу данных Scopus:

ФИО ППС

Тема статьи и название журнала

1

К.ф.н.,          старший преподаватель Щербовских И.Г.

Opcion.  On the effectiveness of blended learning technologies in higher education(Article)

Volume 35, Issue 20, 2019, 278-286p

2

К.ф.н.,          старший преподаватель Щербовских И.Г.

Espacios. Features of the application and management of innovative practices in the system of higher education of the Republic of Kazakhstan

Volume 40, Issue 8, 2019, 13p 

3

К.ф.н.,          старшие преподаватели ЩербовскихИ.Г.,  Есимкулов Б.Н.

The ancient Kazakh legends in the drama of euripides of scholarly writers. Opcion. – 2019. – Vol.35 P.1063-1074.

 Статьи ППС, опубликованные в журналах, включённых в базу «Thomson Reuters»

ФИО ППС

Тема статьи

Название журнала

1

К.пед.н.

Сералиева Н.Ж.

Textual stady of Abay’s first publications

Ad alta-journal of interdisciplinary research. – Vol.8. – Iss.1. – 2018. – P.34-37.

АКАДЕМИЧЕКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

Для получения дополнительного опыта и компетенций в виде кредитов осуществляется академическая мобильность.

В целях реализации плана образовательных программ  на международном уровне приглашаются специалисты из зарубежных университетов и институтов для проведения семинаров и лекций. Так, в 2022-2023 учебном году для проведения занятий у обучающихся магистратуры 2 курса образовательной программы 7М01702 «Русский язык и литература» по дисциплине «Русская литература в мировом культурном контексте» приглашена доктор филологических наук, PD Dr.habil, научный сотрудник института Славистики Цюрихского университета (Цюрих, Швейцария) Буренина-Петрова Ольга Дмитриевна.

В целях содействия обмену преподавателей для чтения лекций, реализации научного сотрудничества, обмену опытом в развитии передовых методов обучения, организации обучения бакалавров, магистрантов, докторантов по основным профессиальным и дополнительным образовательным программам, обмену публикациями и материалами по ведущим исследованиям, совместной организации двусторонних и многосторонних симпозиумов, семинаров, конференций, круглых столов и иных мероприятий, реализации совместных научных и иных проектов и программ заключен договор о сотрудничестве с Российским государственным педагогическим университетом имени А.И.Герцена. (Российская Федерация, г.Санкт-Петербург).

Социально-воспитательная деятельность

Воспитательная работа образовательных программ русского языка и литературы осуществляется по следующим направлениям:

  • формирование политической грамотности среди студентов;
  • профилактика правонарушений среди молодежи;
  • формирование духовных и общечеловеческих ценностей среди молодежи;
  • гражданского и патриотического воспитания;
  • духовно-нравственное, интеллектуально-творческое, эстетическое воспитание;
  • воспитание, формирование здорового образа жизни.

13 ноября 2019 года в университете состоялась встреча Председателя управления акционерного общества «Республиканская газета «Egemen Qazaqstan» Дархана Куандыкулы Кыдырали с профессорско-преподавательским составом и студентами.

Мероприятие было организовано в рамках празднования 125 годовщины И. Жансугурова. Всем известно, что в 1921-1935 годах классик казахской литературы работал корреспондентом, начальником отдела в газете «Енбекши казак» (сейчас «Егемен Казахстан»). Дархан Куандыкулы рассказал будущим специалистам о деятельности республиканской газеты, ответил на интересующие вопросы. Также в ходе встречи Д.Кыдырали в качестве президента Международной Тюркской академии, доктора исторических наук, Шокаеведа поделился интересными сведениями со студентами специальности «История».

Дружба народов – главное условие единства и процветания страны. В этом ещё раз убедились участники этнофестиваля, состоявшегося 13 декабря 2018 года на гуманитарном факультете. Аудитория №129 гостеприимно распахнула двери для «делегаций», представляющих различные народы и национальные культуры. Главными действующими лицами праздника стали студенты 211 группы специальности «Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения». Как подчеркнула организатор фестиваля и.о. ассоциированного профессора кафедры журналистики и филологии Щербовских Ирина Геннадьевна, кураторский час превратился в настоящий фейерверк талантов. Студенты подготовили интересные рассказы о нравах и обычаях разных народов, которые сопровождались демонстрацией традиционных национальных костюмов и дегустацией национальных блюд. Гости фестиваля смогли отведать ароматный узбекский плов и чеченские галушки с мясом, корейский рисовый ток и пышные баурсаки. Гвоздём программы стали песни на немецком и корейском языках и зажигательный узбекский танец. Проведение подобных праздников расширяет кругозор студентов, воспитывает бережное отношение к национальным традициям, интерес и уважение к культуре других народов. 

Для ППС образовательных программ стало доброй традицией проведение различных творческих конкурсов и фестивалей в честь Дня языков народа Казахстана в рамках проведения «Недели русского языка», неизменно собирающих рекордное количество участников и зрителей.

Так, в 2018 г. настоящей кульминацией «Недели русского языка» стал конкурс на лучшую инсценировку басни. По сложившейся традиции главными героями этого творческого состязания стали студенты первого курса, выступившие в роли актёров, режиссёров, звукооператоров, декораторов, художников по костюмам и гриму. На протяжении двух недель в аудиториях гуманитарного факультета звучали басни И.А.Крылова. Восторг публики вызвали и вдохновенная игра актёров, и незатейливые костюмы, и умело подготовленное музыкальное сопровождение, и рукотворные декорации и театральный реквизит. Ещё никогда в аудитории №129 не было одновременно столько альтов и скрипок!.. По словам организатора конкурса к.ф.н. Щербовских Ирины Геннадьевны, «подобный турнир уже стал традиционным и превратился в ежегодный праздник студенческих талантов. Первокурсники показали умение работать в команде, способность к импровизации и творчеству. Но главным достижением нашего конкурса стало хорошее настроение и актёров, и зрителей». Самым запоминающимся событием этой недели в жизни первокурсников гуманитарного и финансово-экономического факультетов стало итоговое занятие по русскому языку, проведённое в виде состязания нескольких команд, принявших участие в самых разнообразных конкурсах. Гвоздём программы стала инсценировка отрывков из сказок. Не зря говорят, что «Сказка – ложь, да в ней намёк!..»: сегодня, как когда-то в детстве, она вновь и вновь учит тому, что жадность и глупость обязательно будут наказаны, а добро и красота непременно победят зависть, жестокость и зло!

Литературный турнир по истории мировой литературы.

Темой встречи стало творчество великого французского драматурга эпохи классицизма Жана-Батиста Мольера.

Как подчеркнула организатор конкурса к.ф.н., преподаватель-лектор Щербовских Ирина Геннадьевна, выбор автора был далеко не случаен: «Сегодняшний «литературный бой» открывает целую серию поэтических вечеров, творческих встреч и читательских конференций,   объединённых под рубрикой «Сто великих произведений мировой литературы». В этом перечне достойное место занимают комедии Мольера. 

Образы мольеровских героев давно стали нарицательными. Тартюфы и Журдены, Гарпагоны и Дон-Жуаны перешагнули границы создавшей их эпохи, и сегодня, спустя 400 лет, по-прежнему весьма актуальны поставленные писателем социальные и нравственные вопросы».

В ходе литературной игры её участникам достались самые разнообразные задания – от вопросов викторины до кроссворда и ребусов. Но самое интересное было впереди!

Заключительным аккордом конкурса стала инсценировка отрывка из комедии «Мещанин во дворянстве». У студентов была возможность заранее отрепетировать выбранные сцены, чтобы теперь в полном великолепии представить свои таланты сценаристов, режиссёров, актёров, художников по костюмам и гриму.

23 сентября 2021 года на платформе Google meet состоялся очередной интеллектуальный турнир знатоков русского языка «Лишь слову жизнь дана», приуроченный к празднику языков народа РК. В качестве организаторов конкурса выступили преподаватели ОП по подготовке филологов магистр Абайдельданова Меруерт Кебековна, кандидат педагогических наук Сералиева Наиля Жумагалиевна и кандидат филологических наук Щербовских Ирина Геннадьевна.      

Главными героями встречи были, конечно же, студенты первого курса, которые выдвинули две команды, отстаивавшие право на титул знатоков русского языка. Особо хочется отметить выступления ведущих конкурса Варгентиной Алёны и Сулейменовой Еркежан. Организаторы праздника не забыли и о почётных грамотах для победителей конкурса художественного чтения.

Несмотря на то, что в этом учебном году турнир состоялся в он-лайн режиме, заседание прошло, как обычно, в живой творческой атмосфере. Первокурсники не только блеснули эрудицией, знаниями в области теории языка и талантами декламаторов, но также получили возможность ближе познакомиться со студентами старших курсов, выступивших и в роли ведущих конкурса (3 курс специальностей «РЯЛ» и «РЯЛНЯО»), и в составе  жюри (4 курс «РЯЛ»), и в качестве зрителей и болельщиков (2 курс «РЯЛ» и «РЯЛНЯО»). Не остались в стороне и магистранты, подготовившие интересные вопросы и задания (группа РЯЛм-111).

Гостей и участников встречи так вдохновили таланты и энергия студентов первого курса, что ещё долго после окончания интеллектуально-творческого состязания команд собравшиеся не могли покинуть зал встречи, продолжая делиться впечатлениями, эмоциями или вспомнившимися вдруг поэтическими строчками!.. 

27 сентября студенты 2 и 3 курсов ОП 6В01703 – «Русский язык и литература» и 6В01704 – «Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения» провели литературную лигу «И с каждой осенью я расцветаю вновь…» для студентов 1 курса, посвященную Дню языков народа Казахстана. День языков – праздник дружбы и единства народа многонациональной страны.

Студенты 1 курса читали стихи, отгадывали загадки, а также участвовали в викторине, продемонстрировав хороший уровень знаний. Все участники были награждены грамотами.

Праздничное мероприятие было организовано преподавателями-лекторами ОП «Русский язык и литература» Абайдельдановой М.К., Чесноковой К.А. и преподавателем-ассистентом Жазыбековой А.К.

4 октября 2022 года преподаватель-лектор ОП Русский язык и литература Абайдельданова М.К. провела квест «В МИРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ» в парке Жастар для студентов 2,3 курсов ОП «Русский язык и литература», «Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения».

Современным студентам мало дидактических игр, им интересны более целые сценарии игр, для достижения различных целей. Особенно хорошо этому запросу соответствуют технологии образовательного квеста, благодаря неординарной организации образовательной деятельности и захватывающего сюжета.

Что мы подразумеваем, когда говорим об образовательном квесте, о квест-технологии? Если мы обратимся к словарю, то само понятие «квест» собственно и будет обозначать игру, поиски, которые требуют от игроков решения тех или иных умственных задач для преодоления препятствий и движения по сюжету, который может быть определен или же иметь множество исходов, где выбор будет зависеть от действий самого игрока. 

В процессе прохождения квеста «В МИРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ» студенты разделились на две команды. У каждой из команд был куратор. От него группа получала задание, находила место, отмеченное кодом, и по нему получала вопрос. Задания были очень вариативны. Где-то нужно было собрать пазл портретов великих писателей, где-то — отгадать загадки и головоломки, спеть частушки и рассказать стихотворения.

В ходе квеста студенты приобрели не только новые знания о русском языке и литературе, но и развили навыки работы в команде.

Достижения образовательной программы

Свидетельство о специализированной аккредитации специальности 5В011800-"Русский язык и литература"

 Свидетельство о специализированной аккредитации специальностей 5В012200-"Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения" 

Свидетельство о международной аккредитации ОП 6В01704 (5В012200) - "Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения" 2020-2025

Достижения образовательной программы 5В002200 – «Русский язык и литература в школах с нерусским языком обучения» в национальном рейтинге

НАШИ ПРЕПОДАВАТЕЛИ

Есимкулов Бакыт Нусупбекович

Руководитель ОП, преподаватель-лектор

Ли Эмма Викторовна

Ассоциированный профессор (доцент)

Ауелбекова Бакитжан Алпамышовна

Ассоциированный профессор (доцент)

Сералиева Наиля Жумагалиевна

Ассоциированный профессор (доцент)

+77017594698, +77772295224

nailya_seralieva@mail.ru  

Подробнее

Щербовских Ирина Геннадьевна

Преподаватель-лектор

Рысдаулетова Ботагоз Тынысбековна

Преподаватель-лектор

Чеснокова Кристина Александровна

Преподаватель-лектор

Абайдельданова Меруерт Кебековна

Преподаватель-лектор

+77078287362

meruert.abaydeldanova@mail.ru

Подробнее

Жазыбекова Айсулу Кенжетаевна

Преподаватель-ассистент