Образовательные программы по естественно-научному направлению
Количество ППС. В высшей школе работают высококвалифицированные специалисты: профессора, кандидаты наук, доценты, такие как д.г.н., профессор Баймырзаев К.М., д.б.н. профессор Қанаев А.Т., к.б.н. ассоциированный профессор (доцент) Бахтаулова А.С., кандидат географических наук, ассоциированный профессор Керімбай Н.Н., к.б.н.. Дауренбекова Ш.Ж, к.б.н. Оксикбаев Б.К., к.г.н. Токпанов Е.А., к.с-х.н. Маусумбаева А.М., к.х.н. Сыдыкбаева С.А., к.п.н. Алдибекова К.Н., PhD географии Керімбай Б.С., к.б.н. а также магистры наук старшие преподаватели: Дюсембинова С.М., Имангазинова Ж.С., Кабдрахманова А.К., Уқушева Т.К., Мухитдинова Р.А., Атабаева А.М., Исабаев А.Т. Остепененность кафедры составляет 63%.
Количество обучающихся:
Бакалавриат:
5В011300/6В01508-Биология-81
5В011200/6В01506-Химия-34
6В01507-Химия-Биология-52
5В011600/6В01509-География-10
5В012900/6В01510-География -История-32
Магистратура:
7М01505-Биология-24
7М01506-География-14
Докторантура:
8D01503-Биология-7
8D01506-География
Количество обучающихся. В высшей школе естествознания обучаются более 200 студентов. Образовательные программы готовят дипломированных специалистов по образовательным стандартам Республики Казахстан. Их востребованность на производстве, в административной, образовательной и культурной сферах Казахстана свидетельствует о высоком уровне подготовки молодых специалистов.
Материально-техническое оснащение. Материально-техническая база образовательных программ позволяет на должном уровне организовать учебный процесс и научно-исследовательскую работу. В частности, имеются лаборатории, оснащенные современным оборудованием для проведения учебных и научных исследований, учебные классы, компьютерные классы со специализированным программным обеспечением и с доступом в Интернет. Лабораторные практикумы специальностей обеспечены необходимым оборудованием и методическими указаниями по их выполнению.
В структуру образовательных программ входят химические учебные лаборатории, биологические учебные лаборатории, лаборатория «биологического мониторинга», специализированные кабинеты «Картография и социально-экономическая география, «Общее землеведение и геология» и теплица. При проведении занятий широко используются инновационные и аудио-визуальные формы обучения. В учебном процессе применяются современные виртуальные лаборатории с набором виртуальных моделей, приборов, карт и анимацией, интерактивные flash-иллюстрации, лабораторные видео-опыты и др.
В 2019 году специальность 5В011300- «Биология» заняла 1-место в рейтинге НКАОКО.
Кафедра была основана в 1990 году на факультете физической культуры и спорта как кафедра анатомии и физиологии. На кафедре работали 5 преподавателей и 2 лаборанта. В 1994 году открытие специальности 03.03.40-«Учитель биологии в школе» дал новый импульс в развитии кафедры. С открытием специальности в 1997 году 01.09.40-«Экология и природопользование» кафедра анатомии и физиологии по приказу ректора университета была переименована в кафедру естествознания. Руководителем кафедры был назначен известный ученый, педагог, доктор медицинских наук, профессор Смаил Нусип Наутаевич.
В 2003 году решением ученого Совета Жетысуского университета им. И. Жансугурова "Кафедра естествознания" была реорганизована в две кафедры: "Биологии, химии" и "Экологии". Заведующим кафедры химии и экологии был назначен к.х.н., доцент А.К.Кенжебеков и кафедры биологии к.б.н., доцент А.С.Бахтаулова. С 2006 года к кафедре биологии была присоединена специальность «География» и после чего была переименована в кафедру биологии и географии.
В 2008 году после реорганизации факультетов на новом естественно-математическом факультете были созданы кафедры: "Географии-экологии" и "Химии - биологии". В 2008-2010 гг. кафедрой "Географии-экологии" заведовала Дюсембинова С.М., в 2008-2009гг. кафедрой "Химии-биологии" - к.б.н. Акмуллаева А.С. В 2009-2013гг. кафедрой"Химии-биологии" заведовала к.п.н., доцент С.Б.Коянбекова.
В 2013 году, в связи с образованием нового естественно-технического факультета, была создана кафедра "Естественных дисциплин". В 2017 году в связи с реорганизацией была создана кафедра "Химии и биологии". В 2019 году в соответствии с направлением подготовки педагогов по естественно-научным дисциплинам кафедра переименована в кафедру "Естествознания". Кафедра готовит специалистов по образовательным программам: 6В01506 - "Химия", 6В01507 - "Химия-Биология", 6В01508 - "Биология", 6В01509-География, 6В01510-"География-История", 7М01505 -"Биология", 7М01506 - "География", 8D01503 - "Биология". С 2013 года по настоящее время кафедру возглавляет к.б.н. Оксикбаев Б.К.
Выпускники. Многие выпускники образовательных программ кафедры сделали карьерный рост. Выпускница специальности «Химия-биология» Бутенова А.К. является заместителем декана по учебно-методической, научной и воспитательной работе естественно-технического факультета ЖУ, Муртазин Болат работает старшим лаборантом в областной санитарной эпидемиологической станции г. Талдыкоргана, к.б.н. Даулетбаева Сания преподает на кафедре генетики в КазНУ им аль-Фараби.
Выпускница специальности «Химия и биология» Мырзаханова Г. защитила докторскую диссертацию Ph.D в КазНПУ им. Абая и в данное время работает доцентом кафедры биологии КазНПУ им. Абая; выпускник специальности «Химия» Кажмуханулы Орал работает в ГУ «Аппарат акима Еркинского сельского округа города Талдыкорган» в качестве ведущего специалиста.
На кафедре "Химии и биологии" трудятся следующие выпускники образовательных программ: магистр ст. преподаватель Укушева Т.К., магистр ст. преподаватель Баримбекова Г.Б., магистр ст. преподаватель Исабаев А.Т. магистр ст. преподаватель Шалабаева К.Ж., лаборант кафедры Балхашева Д.А.
- 6ВВ01506 (5В011200) - Химия (Бакалавриат);
- 6В01508 (5В011300) - Биология (Бакалавриат);
- 6В01509 (5В011600) - География (Бакалавриат);
- 6В01510 (5В012900 ) - География-История (Бакалавриат);
- 6В01507 - Химия-Биология (Бакалавриат);
- 7М01505 – Биология (Магистратура);
- 7М01506– География (Магистратура);
- 8D01503- Биология (Докторантура).
- КЭД Химия 2020
- КЭД Биология 2020
- КЭД География 2020
- КЭД География - История 2020
- КЭД Химия-Биология 2020
- КЭД Биология магистратура НПН 2020
- КЭД География магистратура НПН 2020
- КЭД Биология докторантура 2020
- КЭД География 2021
- КЭД География докторантура 2021
- КЭД География магистратура НПН 2021
- КЭД География -Тарих 2021
- КЭД География магистратура профильный 2021
- КЭД Биология бакалавриат 2021
- КЭД Биология магистратура НПН 2021
- КЭД Докторантура биология 2021
- КЭД Химия 2021
- КЭД Биология 2022
- КЭД Биология МАГ-РА НПН 2022
- КЭД Биология ДОК-РА 2022
- КЭД География 2022
- КЭД География МАГ-РА НПН-2022
- КЭД География ДОК-РА 2022
- КЭД ХИМИЯ 2022
- КЭД Химия МАГ-РА НПН-2022
- КЭД ГИТ-в-образов МАГ-РА НПН-2022
Качество образования традиционно связывается с обеспечением конкурентоспособными специалистами. Поэтому, учебно-методическая работа является одним из приоритетных направлений деятельности образовательных программ. Методическое обеспечение учебного процесса, разработка и обновление учебно-методического комплекса, контроль качества знаний — вот основные направления учебно-методической деятельности образовательных программ. В плане учебно-методической работы предусмотрены: разработка и выпуск учебно — методических материалов; использование технических средств в учебном процессе; выпуск учебников и учебных пособий; разработка и изготовление наглядных пособий; организация методических семинаров; разработка инновационных методов ведения занятий.
На образовательных программах по естественно-научному направлению работают высококвалифицированные кадры. Преподаватели постоянно участвуют в работе научно-методических семинаров и конференций.
Образовательные программы ведут подготовку педагогов по естественнонаучным предметам. В связи с этим, рабочие учебные планы по образовательным программам подготавливаются ежегодно. Кроме того, преподаватели участвуют в организационно-методической работе, ежегодно в начале учебного года разрабатывают рабочие учебные программы на основе ГОСО РК.
Также, осуществляется подготовка магистров по образовательным программам 7М01505-«Биология», 7М01506-«География». Выпускники научного и педагогического направлений могут работать преподавателями в общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведениях, старшими и младшими научными работниками в научно — исследовательских институтах, экспертами в учреждениях охраны природы и мониторинга, а также на руководящих должностях.
Форма обучения — очная, продолжительность обучения по профильному направлению 1 год и научно — педагогическому направлению сроком обучения — 2 года.
Также осуществляется подготовка докторов PhD по образовательной программе 8D01503-«Биология».
Научное руководство над диссертационными работами проводят отечественные и зарубежные профессора, доктора наук.
Учебный процесс обеспечивают образовательные программы, в которых преподаются базовые и профильные дисциплины, осуществляется руководством педагогической и профессиональной практиками, научно-исследовательской работой магистрантов. Индивидуальные планы магистрантов составляются на весь период обучения в соответствии с установленной формой и утверждены проректором по учебной работе.
Утверждены основные научные направления образовательных программ по естественно-научному направлению:
- Разработка методики комплексной оценки и контроля здоровья обучающихся;
- Изучение видового разнообразия для сохранения и рационального использования природных ресурсов Жетысу;
- Исследование применения экономически выгодной и эффективной технологии — модифицированного комплекса из природных адсорбентов, для очистки и кондицирования питьевых и сточных вод;
- Комплексное (физико-химическое и санитарное-микробиологическое) исследование пригодности гидроминеральных рекреационных ресурсов системы Райских озер Балхаш-Алакольского бассейна, для развития лечебно-оздоровительного туризма и отдыха.
За последние 5 лет преподавателями подготовлено и издано 30 учебных, учебно-методических пособий и 1 рекомендация, 1 учебник, 7 монографий на казахском, русском и английском языках. За последние 3 года в журналах с импакт – факторам (Thomson Reuters, Scopus) выпущены 15 статей, получены 5 национальных патентов на интеллектуальную собственность.
ППС за 5-ти летний период были подготовлены и опубликованы статьи в ведущих научных журналах СНГ, таких как: «Журнал Российской Академии Естествознания», «Международный журнал экспериментального образования», «Вестник восстановительной медицины», «Здоровье и болезнь», ежемесячный научный журнал «Молодой ученый», Журнал «Высшая школа», «International journal of experimental education», «European journal of natural history», «International journal of applied and fundamental research», «Australian Journal of Basic and Applied Sciences», «International Journal ofr Engenering Researsh and Applications», «World Journal of Medical Sciences», «The Journal of Agricultral Science, Journal of Вiotechnology», «Journal of Engineering Research and Applications, Oecologia Montana, Applied Biochemistry and Microbiology, Applied science end advanced materials international», «Chemistry of Natural Compounds, In Vitro Cellular & Developmental Biology – Plant», «European Online Journal of Natural and Social Sciences», «World Journal of Medical Sciences», Журнал «Успехи современного естествознания», Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, Журнал «Путь науки», Волгоград.
В 2016-2017 учебном году был открыт филиал кафедры в ГУ Средняя школа №25 с ДМЦ, в КГУ Средняя школа им. Б.Жолбарысулы. С филиалами осуществляется совместная научно-исследовательская работа, где обеспечивается прохождение производственной практики студентов. В ГУ Национальном государственном парке Жонгар Алатау, Алтын-Емель и Республиканском научно-методическом центре агрохимической службы Юго-Восточного регионального филиала студенты и магистранты ежегодно проходят производственную практику.
В течение 5-ти лет ведется интенсивная работа по установлению научного контакта с Государственными Национальными природными парками — Жонгар Алатау, Алтын-Емель, Научно-исследовательским институтом «Генетики и цитологии», институтом «Микробиологии и вирусологии», институтом «Физиологии человека и животных».
Для обеспечения качества в образовании за пятилетний период учебного года преподаватели прошли курсы повышения квалификации и имеют сертификаты:
- «Аккредитация: внешний аудит методика экспертизы – международный и национальный подходы» г. Астана, 2015. Независимое Казахстанское агентство по обеспечению качества в образовании.
- Национальный центр повышения квалификации «Орлеу», г. Алматы. Образовательная программа курсов повышения квалификации преподавателей педагогических специальностей ВУЗов «Современные педагогические технологии» 240 часов. 2016-2017гг.
- Национальный центр повышения квалификации «Орлеу», г. Алматы. Образовательная программа курсов повышения квалификации преподавателей педагогических специальностей ВУЗов «Технологии модульного обучения» 240 часов. 2015-2016 гг.
- Тренинг по проекту «Обучение отечественными и иностранными специалистами по педагогическим специальностям на основе лучших международных стандартов в области менеджмента и сфере подготовки кадров» «Инклюзивное образование», 28-30 ноября 2017 г.
- Программа обучения тренеров из профессорско-преподавательского состава вузов, разработанная в рамках уровневой программы повышения квалификации педагогических кадров Республики Казахстан. Астана, Назарбаев Интеллектуальная школа.
Ежегодно студенты образовательных программ участвуют в Республиканских и Международных студенческих научно-практических конференциях. Студенты принимают участие в рамках научного международного конкурса научных проектов. Научно – исследовательские работы студентов были представлены на Республиканский конкурс студенческих научных работ. Также, студенты и магистранты ежегодно участвуют в работе конкурса «Zhetysu StartUp».
Академическая мобильность и международное сотрудничество занимают важное место в работе образовательных программ по естественно-научному направлению при подготовке высококвалифицированных специалистов, в создании приоритетных направлений научных исследований.
В рамках академической мобильности приглашаются ученые ведущих университетов Республики Казахстан и стран ближнего зарубежья, также предлагается обучение в рамках одного и более семестров для студентов выпускающих специальностей. Желающим студентам из Республики Казахстан и стран СНГ дают качественное образование.
Было установлено международное сотрудничество с научно-исследовательскими институтами иностранных высших учебных заведений такими как, Лодзънский технический университет (Польша), университет Жилина (Словакия), университет Малайзии и с другими высшими учебными заведениями по вопросам научных исследований, образования и профессиональной подготовки специалистов.
В первой половине 2014-2015 учебного года для студентов специальности 5В011300 — «Биология» прочли курс лекций — профессор университета Жилина (Словакия) доктор Мариян Жанига по дисциплине «Экология растений и животных»; профессор университета Лодзъ (Польша) доктор Эдита Борковска по дисциплине «Генетика».
В рамках внутренней академической мобильности в 2015-2016 годы и 2016-2017 годы для студентов специальности 5B011300 — «Биология» провела курс лекций по дисциплине «Экология растений и животных» профессор Казахского национального педагогического университета имени Абая д.б.н. Айдарбаева Докторхан Кайсарбековна.
В первой половине 2014-2015 учебного года студенты полиязычной группы специальности 5B011300 – «Биология» Жуйрікбаева М.К., Кудайберген А.А., Лентаева А.Е., Улдахан Ш. обучались в Польше, Лодзънском университете.
В рамках внутренней академической мобильности во второй половине 2014-2015 учебного года студенты 3-го курса специальности 5B011300 – «Биология» из ВКГУ им. Аманжолова — Усерхан Сая и Шалкарова Еркежан прошли обучение в нашем университете, а из нашего ВУЗа в университете ВКГУ прошла обучение студент 3 курса специальности 5B011300-«Биология» — Советова Нургуль.
В первой половине 2015-2016 учебного года студенты 3 курса специальности 5B011300-«Биология» Сатаев Мадияр, во второй половине Мукашева Қундыз обучались в Лодзънским университете (Польша).
В первом полугодии 2016-2017 учебного года в этом университете обучалась Турсыбаева Талшын — студентка 3 курса по специальности 5B011300-«Биология».
Во второй половине 2017-2018 учебного года студент 3 курса специальности 5B011200-«Химия» Ксения Мерешкова обучалась в Рижском техническом университете (Латвия).
В первой половине 2018-2019 учебного года Турысбаева Айгерим, студентка 3-го курса и студент 4-го курса Жумагалиев Алияр проходили обучение в Малазийском государственном университете, а студенты 4 курса специальности 5В011300-«Биология» Болатхан Умит и Орынгазы Айнур получили знания в Лодзънском университете в Польше.
В первой половине 2018-2019 учебного года студенты 3-го курса специальности 5B0101200-«Химия» Костанайского государственного университета Маханбетжан Мадина, Жали Бекзада, Скендир Гульмарал и студенты 3-го курса специальности 5B0101300-«Биология» с ВКГУ им. Аманжолова — Сапарбай Айдана, Тілеген Айтолкын и Шерманбет Асылзат проходили обучение в нашем университете.
В первой половине 2018-2019 учебного года читала курс лекций для студентов специальности 5B011300-«Биология» по дисциплинам «Иммунология» и «Нuman and animals physiology» профессор Тартуского университета (Эстония) доктор Мари Ярвелайд.
В первом полугодии 2019-2020 учебного года в рамках международной программы Mevlana старший преподаватель кафедры, к.г.н. Токпанов Е. А. прошел стажировку в университете Hacettepe (Турция), также студентка 2 курса специальности 5В011200-Химия Асубекова Назерке в течение одного академического периода обучалась в данном университете.
Студентка специальности 5В011300 – «Биология» Кабдыгалиева Сагдана обучалась в университете Лодзъ (Польша).
В рамках программы внутренней академической мобильности в первой половине 2019-2020 учебного года студентка 2 курса специальности 5В011200-«Химия» Северо-Казахстанского государственного университета имени М. Козыбаева Курсарина Жайнар, студентка 2 курса специальности 5В012900-География-история Кажыкен Жанибек обучались в Жетысуском государственном университете имени И. Жансугурова.
В первом полугодии 2020-2021 учебного года в рамках программы внутренней академической мобильности профессор Казахского национального педагогического университета имени Абая д. б.н. Айдарбаева Докторхан Кайсарбековна провела виртуальную лекцию по дисциплинам «Экология растений и животных» для обучающихся 3 курса специальности 5В011300-«Биология», «Охрана и сохранение биоразнообразия» для магистрантов 2 курса образовательной программы 7М01505-Биология.
Во втором полугодии 2020-2021 учебного года по программе внешней академической мобильности студенты 3 курса специальности 5В011200-«Химия» Аркашкызы Ерқежан, Тайлакова Аяулым, Жаирбекова Талшын проходят виртуальное обучение в Омском государственном педагогическом университете (Российская Федерация), также в рамках программы внутренней академической мобильности проходит виртуальное обучение студент 2 курса образовательной программы 6В01506-«Химия» Нурахмет Таншолпан в в Таразском региональном университете им.Х. Дулати. Также, во втором полугодии 2020-2021 учебного года старший преподаватель кафедры естествознания к.б.н. Оксикбаев Берикжан Кылышбекович читает онлайн лекцию по дисциплине «Научные аспекты рационального использования биоресурсов РК» для докторантов 1 курса специальности 8D01503-Биология Восточно-Казахстанского университета им. С. Аманжолова. Планируется чтение виртуальной лекции доцента Казахского национального педагогического университета имени Абая к.г.н. Саркыткан Кастер магистрантам 2 курса образовательной программы «7М01506-География» по дисциплине «Information and communication technology teaching geographic Disciples at the university».
Компетенция образовательной программы по специальностям определяет статус внешней социально-экономической среды и способствует созданию благоприятных условий для инноваций и творчества в образовании и обучении студентов образовательной программы.
Студенты имеют возможность заниматься наукой и участвовать в международных, Республиканских, региональных научно-практических конференциях, конкурсах, публиковать свои научные труды в отечественных и зарубежных журналах, участвовать в научных проектах, взаимодействовать с проблемными кружками и клубами.
Профессор Жилинского университета Словакии доктор Мариян Жанига читала лекции по дисциплине «Экология растений и животных» для студентов группы БК 311 специальности «Биология», 2014 г.
Профессор польского государственного университета Лодзи доктор Эдита Борковска читала лекции по дисциплине «Генетика» для студентов группы БК 311 специальности «Биология», 2014 г.
Студенты группы БКА 311 специальности Биология Жуйрикбаева М., Лентаева А., Кудайбергенова А. обучались вместе с профессором Лодзинского университета М. Залевским, 2015 г.
Студенты группы БКА 311 специальности «Биология» вместе с преподавателями Лодзинского университета Магдаленной Урбаник и Моникой Крол (Польша), 2015 ж.
Сертификаты обучающихся группы БКА311 специальности Биология.
Профессор Тартуского университета (Эстония) д.м.н. Мари Ярвелайд читал лекции для студентов группы БК 311 специальности «Биология», 2018 г.